Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Заказывайте отдых в Испании из СПб у нас! . Алюминиевые жалюзи алюминий перфорированный.
Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы»

Национальный туристский журнал
«Туристские Фирмы»

Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы», выпуск 34(2)Сериальный научно-методический туристский журнал регулярно выходит в свет на протяжении 12 лет (с 1991 г.), всего издано более 30 выпусков. Это знаменательное событие в сфере профессиональной туристской литературы, как российской, так и мировой. Издания имеются во всех ведущих библиотеках, в учебных заведениях сферы туристского образования, во многих российских туристских фирмах, зарубежных, ориентированных на активную деятельность по отправке туристов в Россию и приему россиян. Подборка тематических выпусков — это неплохое собрание отраслевых справочников, достаточно подробно освещающее туризм в России в сложный постперестроечный период экономических реформ. Первые выпуски журнала сегодня стали уже книжными раритетами.

Регистрационное свидетельство № П-1191 от 04 ноября 1994 г.

Краткая история издания

С началом перестройки возникли глобальные перемены во всех отраслях экономики и в социальной сфере. Именно в 1987 г. резко был ощутим пробел в знаниях теории практики договорных отношений. Были приняты совершенно новые нормы договоров, в том числе введено понятие договорной цены, которое было поистине революционным для середины 1980-х. Вводились новые отраслевые рекомендации формирования договорных отношений и примерные формы договоров. В начале 1990-х многие отрасли утратили свои приоритеты, невиданно развился институт посредничества и торговли, мощный импульс к своему развитию в совершенно новых направлениях получил туризм. Причем не просто туризм, а его совершенно новые для нашей страны институты, такие как коммерческий, преимущественно выездной, туризм.

Создание предпосылок к рыночным отношениям, образование рынка и вхождение в него вызвали к жизни совершенно новые формы, принципы, базисные положения туристской деятельности, отличные от устоявшейся десятилетиями школы советского туризма. К внешнеэкономической деятельности в сфере туризма единовременно были допущены множество предпринимателей, не имеющих даже представления о таковой. Все отчаянно искали партнеров на внешнем рынке. Однако войти быстро в рынок приема иностранных групп и отправки туристов было трудно, западный рынок не был готов к такому сотрудничеству. «Интурист» и «Спутник» пользовались мощнейшими льготами и имели глубокий задел и многие десятилетия продвижения своего туристского продукта. У них было имя, клиенты, устойчивые связи, сотни представительств, а также и наработанные методики, формы договоров, апробированная технология работ.

В этих условиях у субъектов нарождающейся отрасли возник мощный спрос на туристскую информацию.

Туристская фирма «АКТИС» и издательство «ОЛБИС» инициативно начали работу по изданию серии справочников и быстро получили одобрение общественности. Работа оказалась полезной. Было выпущено пять справочников (вып. 2 — 6) «Туристские Фирмы». Учитывая становление методов цивилизованного туризма, создание нормативной базы государственного регулирования этой деятельности, появилась потребность в новейшей актуальной нормативно-правовой и методической информации. Уже с вып. № 1 в справочнике «Туристские Фирмы» стали публиковаться и методические материалы. Так, в вып. № 1— правила передачи сообщений по телетайпу или телексу, в вып. № 2 — рекомендации по деловой переписке, вып. № 3 — текст внешнеэкономического контракта на туристские услуги на 8 языках (русском, английском, немецком, финском, французском, итальянском, шведском и даже на языке эсперанто). Вып. №6 содержал уже развернутые рекомендации по договорам агентирования, составленным совместно с московской фирмой «Роза Ветров».

К 1995 г. информация об адресах зарубежных фирм перестала быть актуальной, все руководители и ведущие маркетологи туристских фирм стали активно посещать зарубежные всемирные и национальные туристские выставки, и постепенно вакуум в этом информационном пространстве исчез. Более того, учитывая емкий рынок потребителя в России, зарубежные фирмы сами стали активно посещать туристские выставки в России и в 2001 г. московская выставка MITT стала по посещаемости пятой в мировом рейтинге. Одновременно с интенсивным развитием туристской отрасли в стране и становлением института лицензирования международной туристской деятельности, а также института сертификации, возник активный спрос на систематизированную адресную информацию отечественных туристских фирм по регионам.

Справочник «Туристские Фирмы» был переориентирован на адресные базы отечественных предприятий сферы туризма и стал официальным изданием Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга. В 1994 г. образована Академия туризма, которая стала также фактическим учредителем издания, а страницы журнала были в основном ориентированы на публикацию научных статей ведущих практиков и ученых, действительных членов Академии туризма.

Справочник «Туристские Фирмы» стал издаваться три раза в год, по срокам выхода в свет ориентирован на санкт-петербургские туристские выставки, причем собственно адресным был и остается в настоящее время только один выпуск – февральский. Именно в этом выпуске публикуется емкая адресная база «Россия» — сведения по реквизитам туристских фирм всех регионов России.

Глоссарии

На протяжении 1990-х происходил процесс становления отношений в сфере российского туризма, формирование понятийной и терминологической базы. Появилось большое количество запросов на словарные и предметные толковые статьи. Соответственно спросу, группой ученых и специалистов Академии туризма был создан терминологический словарь – англо-русский глоссарий терминов международного туризма.

Для Глоссария была принята концепция формирования массивов словарных статей по предметным областям. Уже в вып. №6 была опубликована первая часть Глоссария — «Туризм и путешествия». Далее, практически в каждом выпуске справочника публиковалась какая-либо часть этого словника (достопримечательности, туристский бизнес, медицинское обеспечение туризма, размещение, питание, перевозки, шоппинг, развлечения (аттракции), выставки, обучение, латинская юридическая терминология, туризм и религия, словники в других предметных областях деятельности сферы туризма).

Словари туристской терминологии с расширенным толкованием понятий не имеют аналогов и пользуются спросом у работников туристской индустрии, смежных отраслей, студентов всех уровней и специализаций, близких к туризму.

История туризма

Хочется отметить большой вклад журнала в освещение особенных вопросов истории туризма. Опубликовано несколько тематических статей о деятельности апологета туризма — англичанина Томаса Кука в период 1841–1890 гг., создателя всемирной туристской империи «Томас Кук». В справочнике №24 в 2001 г. опубликована уникальная переводная статья финского историка Янне Ахтола о египетских сезонах Томаса Кука. Опубликовано несколько статей об индустрии гостеприимства, а также о специальных вопросах туризма финских специалистов Эса Ляпонена, Мариты Хейккинен-Руммукайнен и проф. Арво Пелтонена.

Профессор Усыскин Г.С. любезно представил много публикаций: о предыстории туристского договора — первого в российской практике предприятия Липсона (1885 г.), о школьном и nамодеятельном туризме. Большое внимание уделяется школьному туризму и его истории. Описываются различные путешествия ленинградских школьников в послевоенный период.

Законодательство

В связи с активным участием Академии туризма в подготовке и разработке федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» на страницах журнала была развернута активная научная дискуссия о глобальных положениях Концепции развития туризма, Концепции закона и Программы развития туризма. Публикуются дискуссионные и обзорные статьи по законодательству развитых стран, законов о туризме субъектов Федерации. Анализируются теоретические положения, терминологическая и понятийная база.

Значительное место уделяется освещению текущих российских подзаконных нормативных актов, ведомственных указаний, формуляров туристских путевок и производных документов, а также вопросов стандартизации и сертификации туристского продукта и деятельности предприятий сферы туризма. Рассматриваются и специфические вопросы регулирования кладоискательства, подводного туризма, археологии.

Страноведение

Описываются различные туристские центры и регионы, курорты России и за рубежом. География публикаций исключительно обширная – от Калининградской и Мурманской области, до районов Камчатки и Дальнего Востока. От стран региона Юго-Восточной Азии, Южной Африки и Мадагаскара — до стран Средиземноморья. Рассматриваются наиболее интересные туристские объекты и достопримечательности, туристская индустрия, вопросы экологии, охраны окружающей среды.

Региональные отделения туризма публиковали информацию о региональных программах развития туризма, о местном законодательстве, природных ресурсах (от Камчатки и Владивостока до Калининграда и Мурманска).

Методические материалы

Практически во всех выпусках журнала публикуются различные методические и учебно-методические материалы: по дефинициям в сфере туризма (вып. 11), методологии и практике организации туристских услуг и туров (речные круизы, автобусные туры, железнодорожные туры, паломнические и иные), учебные программы, описания учебных заведений и особенности подготовки специалистов для туризма и смежных организаций туристской индустрии. Рассматриваются вопросы бизнес-планирования, налогообложения. Отдельные выпуски посвящены вопросам обучения.

В справочнике в порядке апробации издаются отдельные статьи и главы из книг «Введение в туризм», «Туристская индустрия. Перевозки» и других учебно-методических изданий. Отдельно следует упомянуть материалы по паломническому туризму, словарь «Туризм и религия», части «Христианство» и «Иудаизм», подготовленные с участием теологов этих конфессий. Также следует отметить методические материалы по подготовке программы и практической организации визита делегации Санкт-Петербурга на Святую землю в 1999 г. по случаю 2000-летия христианства.

Рекламная информация

Справочник пользуется только формальной поддержкой органов госрегулирования туристской деятельности и издается исключительно за счет рекламных поступлений (за счет целевой информации, рекламных статей, рекламы, размещаемой на обложках и в блоке). Есть предприятия сферы туризма, практически постоянно на протяжении всего периода издания журнала помещающие свои материалы, — это фирма «Concorde Travel», «Белые Ночи», туристская фирма «МИР», «ИНТЕРМЕДИУС» и многие другие. Достаточно часто в справочнике помещают статьи зарубежные курорты, горнолыжные центры, водолечебницы, туристские центры.

Издание и распространение справочника

Первые справочники, вып. 1–13, издавались книжным форматом 60х90 1/16, а начиная с вып. 14 и далее формат был увеличен до 70х100 1/16, практически все обложки – полный цвет. С 1998 г. справочник публикует издательство «Невский Фонд».

Справочники «Туристские Фирмы» выпускаются регулярно три раза в год целенаправленно к туристским выставкам. Они представляются на выставочных стендах издательства «Невский Фонд» и Национальной Академии туризма, передаются администрациям, ведомствам, общественным организациям туризма, иностранным представительствам, консульствам, ассоциациям, университетам, представителям туристских фирм. Значительная часть изданий распространяется бесплатно, в том числе на мероприятиях Национальной Академии туризма и ее региональных отделений, передается в национальную туристскую администрацию, комитеты по туризму администраций регионов России, туристские информационные центры, рекламодателям и партнерам, часть реализуется через книготорговую сеть, рассылается по подписке почтой, через Интернет-магазин. Целевой ориентир – профессионально подготовленная аудитория работников туристских фирм и предприятий туристской индустрии. Ареал читателей в стране обширен. Многие читатели присылают свои замечания и предложения, участвуют в дискуссиях.

Справочник — сериальное издание, уже издано более 30 книг. Это уже целая библиотека профессиональной литературы, активно используемая многими работниками туристской отрасли в практической деятельности. Профессионалы в сфере туризма, а также библиотеки всегда стремятся иметь полное собрание томов издания и обращаются с просьбами выслать журнал. Некоторые выпуски справочника стали книжным раритетом. Для комплектации и восполнения серии издательство содержит резервный фонд книг, а иногда по просьбам читателей переиздает часть материалов. Так, вып. №8 частично повторен в вып. №16, и т.д. Все справочники, начиная с вып. №15 и далее издаются не только в печатном виде, но и на CD-дисках «Туристские Фирмы».

* * *

Таким образом, сегодня мы открываем новую страницу истории уже в XXI веке. Редакция благодарит авторов, рекламодателей, спонсоров, читателей за поддержку и участие. Мы и далее будем работать в целях становления цивилизованного туризма в России и развития международных отношений в этой сфере.

Главный редактор Биржаков Михаил Борисович, к.т.н.

Подробнее о редакции см. в разделе Об Издательстве «Невский Фонд»