Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Сантехник вызов на дом недорого спб вызвать сантехника на дом.
Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы»

Национальный туристский журнал
«Туристские Фирмы»

Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы», выпуск 34(2)Сериальный научно-методический туристский журнал регулярно выходит в свет на протяжении 12 лет (с 1991 г.), всего издано более 30 выпусков. Это знаменательное событие в сфере профессиональной туристской литературы, как российской, так и мировой. Издания имеются во всех ведущих библиотеках, в учебных заведениях сферы туристского образования, во многих российских туристских фирмах, зарубежных, ориентированных на активную деятельность по отправке туристов в Россию и приему россиян. Подборка тематических выпусков — это неплохое собрание отраслевых справочников, достаточно подробно освещающее туризм в России в сложный постперестроечный период экономических реформ. Первые выпуски журнала сегодня стали уже книжными раритетами.

Регистрационное свидетельство № П-1191 от 04 ноября 1994 г.

Краткая история издания

С началом перестройки возникли глобальные перемены во всех отраслях экономики и в социальной сфере. Именно в 1987 г. резко был ощутим пробел в знаниях теории практики договорных отношений. Были приняты совершенно новые нормы договоров, в том числе введено понятие договорной цены, которое было поистине революционным для середины 1980-х. Вводились новые отраслевые рекомендации формирования договорных отношений и примерные формы договоров. В начале 1990-х многие отрасли утратили свои приоритеты, невиданно развился институт посредничества и торговли, мощный импульс к своему развитию в совершенно новых направлениях получил туризм. Причем не просто туризм, а его совершенно новые для нашей страны институты, такие как коммерческий, преимущественно выездной, туризм.

Создание предпосылок к рыночным отношениям, образование рынка и вхождение в него вызвали к жизни совершенно новые формы, принципы, базисные положения туристской деятельности, отличные от устоявшейся десятилетиями школы советского туризма. К внешнеэкономической деятельности в сфере туризма единовременно были допущены множество предпринимателей, не имеющих даже представления о таковой. Все отчаянно искали партнеров на внешнем рынке. Однако войти быстро в рынок приема иностранных групп и отправки туристов было трудно, западный рынок не был готов к такому сотрудничеству. «Интурист» и «Спутник» пользовались мощнейшими льготами и имели глубокий задел и многие десятилетия продвижения своего туристского продукта. У них было имя, клиенты, устойчивые связи, сотни представительств, а также и наработанные методики, формы договоров, апробированная технология работ.

В этих условиях у субъектов нарождающейся отрасли возник мощный спрос на туристскую информацию.

Туристская фирма «АКТИС» и издательство «ОЛБИС» инициативно начали работу по изданию серии справочников и быстро получили одобрение общественности. Работа оказалась полезной. Было выпущено пять справочников (вып. 2 — 6) «Туристские Фирмы». Учитывая становление методов цивилизованного туризма, создание нормативной базы государственного регулирования этой деятельности, появилась потребность в новейшей актуальной нормативно-правовой и методической информации. Уже с вып. № 1 в справочнике «Туристские Фирмы» стали публиковаться и методические материалы. Так, в вып. № 1— правила передачи сообщений по телетайпу или телексу, в вып. № 2 — рекомендации по деловой переписке, вып. № 3 — текст внешнеэкономического контракта на туристские услуги на 8 языках (русском, английском, немецком, финском, французском, итальянском, шведском и даже на языке эсперанто). Вып. №6 содержал уже развернутые рекомендации по договорам агентирования, составленным совместно с московской фирмой «Роза Ветров».

К 1995 г. информация об адресах зарубежных фирм перестала быть актуальной, все руководители и ведущие маркетологи туристских фирм стали активно посещать зарубежные всемирные и национальные туристские выставки, и постепенно вакуум в этом информационном пространстве исчез. Более того, учитывая емкий рынок потребителя в России, зарубежные фирмы сами стали активно посещать туристские выставки в России и в 2001 г. московская выставка MITT стала по посещаемости пятой в мировом рейтинге. Одновременно с интенсивным развитием туристской отрасли в стране и становлением института лицензирования международной туристской деятельности, а также института сертификации, возник активный спрос на систематизированную адресную информацию отечественных туристских фирм по регионам.

Справочник «Туристские Фирмы» был переориентирован на адресные базы отечественных предприятий сферы туризма и стал официальным изданием Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга. В 1994 г. образована Академия туризма, которая стала также фактическим учредителем издания, а страницы журнала были в основном ориентированы на публикацию научных статей ведущих практиков и ученых, действительных членов Академии туризма.

Справочник «Туристские Фирмы» стал издаваться три раза в год, по срокам выхода в свет ориентирован на санкт-петербургские туристские выставки, причем собственно адресным был и остается в настоящее время только один выпуск – февральский. Именно в этом выпуске публикуется емкая адресная база «Россия» — сведения по реквизитам туристских фирм всех регионов России.

Глоссарии

На протяжении 1990-х происходил процесс становления отношений в сфере российского туризма, формирование понятийной и терминологической базы. Появилось большое количество запросов на словарные и предметные толковые статьи. Соответственно спросу, группой ученых и специалистов Академии туризма был создан терминологический словарь – англо-русский глоссарий терминов международного туризма.

Для Глоссария была принята концепция формирования массивов словарных статей по предметным областям. Уже в вып. №6 была опубликована первая часть Глоссария — «Туризм и путешествия». Далее, практически в каждом выпуске справочника публиковалась какая-либо часть этого словника (достопримечательности, туристский бизнес, медицинское обеспечение туризма, размещение, питание, перевозки, шоппинг, развлечения (аттракции), выставки, обучение, латинская юридическая терминология, туризм и религия, словники в других предметных областях деятельности сферы туризма).

Словари туристской терминологии с расширенным толкованием понятий не имеют аналогов и пользуются спросом у работников туристской индустрии, смежных отраслей, студентов всех уровней и специализаций, близких к туризму.

История туризма

Хочется отметить большой вклад журнала в освещение особенных вопросов истории туризма. Опубликовано несколько тематических статей о деятельности апологета туризма — англичанина Томаса Кука в период 1841–1890 гг., создателя всемирной туристской империи «Томас Кук». В справочнике №24 в 2001 г. опубликована уникальная переводная статья финского историка Янне Ахтола о египетских сезонах Томаса Кука. Опубликовано несколько статей об индустрии гостеприимства, а также о специальных вопросах туризма финских специалистов Эса Ляпонена, Мариты Хейккинен-Руммукайнен и проф. Арво Пелтонена.

Профессор Усыскин Г.С. любезно представил много публикаций: о предыстории туристского договора — первого в российской практике предприятия Липсона (1885 г.), о школьном и nамодеятельном туризме. Большое внимание уделяется школьному туризму и его истории. Описываются различные путешествия ленинградских школьников в послевоенный период.

Законодательство

В связи с активным участием Академии туризма в подготовке и разработке федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» на страницах журнала была развернута активная научная дискуссия о глобальных положениях Концепции развития туризма, Концепции закона и Программы развития туризма. Публикуются дискуссионные и обзорные статьи по законодательству развитых стран, законов о туризме субъектов Федерации. Анализируются теоретические положения, терминологическая и понятийная база.

Значительное место уделяется освещению текущих российских подзаконных нормативных актов, ведомственных указаний, формуляров туристских путевок и производных документов, а также вопросов стандартизации и сертификации туристского продукта и деятельности предприятий сферы туризма. Рассматриваются и специфические вопросы регулирования кладоискательства, подводного туризма, археологии.

Страноведение

Описываются различные туристские центры и регионы, курорты России и за рубежом. География публикаций исключительно обширная – от Калининградской и Мурманской области, до районов Камчатки и Дальнего Востока. От стран региона Юго-Восточной Азии, Южной Африки и Мадагаскара — до стран Средиземноморья. Рассматриваются наиболее интересные туристские объекты и достопримечательности, туристская индустрия, вопросы экологии, охраны окружающей среды.

Региональные отделения туризма публиковали информацию о региональных программах развития туризма, о местном законодательстве, природных ресурсах (от Камчатки и Владивостока до Калининграда и Мурманска).

Методические материалы

Практически во всех выпусках журнала публикуются различные методические и учебно-методические материалы: по дефинициям в сфере туризма (вып. 11), методологии и практике организации туристских услуг и туров (речные круизы, автобусные туры, железнодорожные туры, паломнические и иные), учебные программы, описания учебных заведений и особенности подготовки специалистов для туризма и смежных организаций туристской индустрии. Рассматриваются вопросы бизнес-планирования, налогообложения. Отдельные выпуски посвящены вопросам обучения.

В справочнике в порядке апробации издаются отдельные статьи и главы из книг «Введение в туризм», «Туристская индустрия. Перевозки» и других учебно-методических изданий. Отдельно следует упомянуть материалы по паломническому туризму, словарь «Туризм и религия», части «Христианство» и «Иудаизм», подготовленные с участием теологов этих конфессий. Также следует отметить методические материалы по подготовке программы и практической организации визита делегации Санкт-Петербурга на Святую землю в 1999 г. по случаю 2000-летия христианства.

Рекламная информация

Справочник пользуется только формальной поддержкой органов госрегулирования туристской деятельности и издается исключительно за счет рекламных поступлений (за счет целевой информации, рекламных статей, рекламы, размещаемой на обложках и в блоке). Есть предприятия сферы туризма, практически постоянно на протяжении всего периода издания журнала помещающие свои материалы, — это фирма «Concorde Travel», «Белые Ночи», туристская фирма «МИР», «ИНТЕРМЕДИУС» и многие другие. Достаточно часто в справочнике помещают статьи зарубежные курорты, горнолыжные центры, водолечебницы, туристские центры.

Издание и распространение справочника

Первые справочники, вып. 1–13, издавались книжным форматом 60х90 1/16, а начиная с вып. 14 и далее формат был увеличен до 70х100 1/16, практически все обложки – полный цвет. С 1998 г. справочник публикует издательство «Невский Фонд».

Справочники «Туристские Фирмы» выпускаются регулярно три раза в год целенаправленно к туристским выставкам. Они представляются на выставочных стендах издательства «Невский Фонд» и Национальной Академии туризма, передаются администрациям, ведомствам, общественным организациям туризма, иностранным представительствам, консульствам, ассоциациям, университетам, представителям туристских фирм. Значительная часть изданий распространяется бесплатно, в том числе на мероприятиях Национальной Академии туризма и ее региональных отделений, передается в национальную туристскую администрацию, комитеты по туризму администраций регионов России, туристские информационные центры, рекламодателям и партнерам, часть реализуется через книготорговую сеть, рассылается по подписке почтой, через Интернет-магазин. Целевой ориентир – профессионально подготовленная аудитория работников туристских фирм и предприятий туристской индустрии. Ареал читателей в стране обширен. Многие читатели присылают свои замечания и предложения, участвуют в дискуссиях.

Справочник — сериальное издание, уже издано более 30 книг. Это уже целая библиотека профессиональной литературы, активно используемая многими работниками туристской отрасли в практической деятельности. Профессионалы в сфере туризма, а также библиотеки всегда стремятся иметь полное собрание томов издания и обращаются с просьбами выслать журнал. Некоторые выпуски справочника стали книжным раритетом. Для комплектации и восполнения серии издательство содержит резервный фонд книг, а иногда по просьбам читателей переиздает часть материалов. Так, вып. №8 частично повторен в вып. №16, и т.д. Все справочники, начиная с вып. №15 и далее издаются не только в печатном виде, но и на CD-дисках «Туристские Фирмы».

* * *

Таким образом, сегодня мы открываем новую страницу истории уже в XXI веке. Редакция благодарит авторов, рекламодателей, спонсоров, читателей за поддержку и участие. Мы и далее будем работать в целях становления цивилизованного туризма в России и развития международных отношений в этой сфере.

Главный редактор Биржаков Михаил Борисович, к.т.н.

Подробнее о редакции см. в разделе Об Издательстве «Невский Фонд»