Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

20 апреля 2004 г. Версия для печати

Группой олигархов от туризма оказывается давление на Правительство РФ через СМИ

Группой олигархов от туризма оказывается давление на Правительство РФ через СМИ для сохранения власти в сфере туризма. Опубликован блок статей в разделе «Дебаты» газеты «Известия» от 20 апреля 2004 г. Практически все заказные тексты выступлений написаны монотонно и предметно направленно рукой одного журналиста, за исключением некоторых. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ — надо сохранить департамент и его функционеров для обеспечения власти олигархической группы, стремящейся к монополизации туристского рынка.

ОБЪЕДИНИВ СПОРТ И ТУРИЗМ, РОССИЯ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К ДЖИБУТИ
10:09 20.04.04

"Известия" открывают новую регулярную рубрику - "Дебаты". Эксперты и специалисты будут высказывать в ней свое мнение о различных острых проблемах российской действительности. Сегодня "Дебаты" отданы туристической индустрии, которую неожиданно довольно сильно затронула административная реформа.
9 апреля 2004 года премьер-министр Михаил Фрадков утвердил функции Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Теперь именно это ведомство будет заниматься продвижением российского турпродукта на внутреннем и международном рынках, представлять интересы нашей страны в международных туристских организациях и временно возьмет на себя лицензирование операторской и агентской деятельности. Департамент туризма Минэкономразвития, который раньше осуществлял государственное регулирование туротрасли, ждет ликвидация.

Фактически Россия возвращается к управленческой схеме десятилетней давности, когда туризм также был объединен в одну структуру с физкультурой и спортом. Только в 4 странах мира, помимо нашей, "туристы" подчиняются "спортсменам". Эти государства — Казахстан, Пакистан, Белоруссия и Джибути - далеко не самый лучший пример для подражания. Кроме того, вновь созданное агентство вошло в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Отнесение бизнеса, способного принести государству до 25-30% бюджетных доходов, к социальной сфере выглядит более чем странно. А симбиоз туризма и здравоохранения вообще является уникальным для мировой практики.

Участники рынка восприняли реформу крайне болезненно. По их мнению, реальный статус туризма в России теперь незаслуженно понизили, и отрасль может быть отброшена далеко назад. Руководители компаний и профессиональных союзов сейчас активно обсуждают нововведение, они сходятся во мнении, что теперь будет гораздо сложнее решать многие отраслевые вопросы. Принятие законопроектов, подготовленных департаментом туризма, затянется на неопределенный срок, а среди них есть такие важные вопросы, как введение финансовых гарантий для туроператоров. Аналитики также опасаются, что на рынке возникнет хаос и появится множество мошенников-однодневок.

Очень немногие специалисты положительно относятся к реформе госрегулирования туризма. Вячеслав Фетисов, глава Агентства по физической культуре, спорту и туризму, комментировать ситуацию пока отказывается, ссылаясь на то, что руководители туротрасли еще не утверждены, и конкретных планов по ее развитию пока нет.

Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе:
В России национальная туристская администрация должна быть самостоятельной структурой

Туризм - это уникальная отрасль экономики, которая может дать стране очень много. Создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, прямое влияние на развитие транспортной системы, все это говорит о том, что туристическая отрасль заслуживает самого пристального внимания. При этом я не считаю, что сложившаяся до последней реформы правительства структура, когда департамент туризма входил в Министерство экономического развития и торговли, была оптимальной. Но, по крайней мере, туризм у нас приобрел реальный экономический статус. Та же схема, которая сложилась в последний момент, оставляет отечественному туризму еще меньше шансов на развитие.

Я считаю, что в России национальная туристская администрация должна быть самостоятельной структурой, а как именно она будет называться - комитет, агентство или бюро, вопрос не принципиальный. С учетом того, что для России туризм - это неиспользованный резерв, потенциально способный обеспечить серьезные вливания в экономику и стать одним из катализаторов ее усиления, этой тематикой нужно серьезно и профессионально заниматься.

Россия представляет особый интерес для остального мира. Кто-то хочет ближе познакомиться с нашей историей и культурой, кто-то приезжает по линии делового туризма, а кто-то до сих пор верит, что в Москве по улицам бегают медведи, но интерес в любом случае очень высок. На опыте Центрального федерального округа я могу утверждать, что этот потенциал до конца не используется. Недостаточно развит экологический туризм, набирающий популярность во всем мире, отдельного разговора заслуживает внутренний туризм...

А тем временем весь туристический поток идет в Москву и по Золотому кольцу, только потому что в другие, не менее интересные места просто не проложены маршруты. И одновременно туристические компании сталкиваются с переполненными гостиницами, отсутствием нормальных дорог и сервиса, со многими другими проблемами. Лечебный, оздоровительный туризм - также совершенно особая тема, со множеством своих особенностей и нюансов, со своими нереализованными возможностями и упущенными преимуществами.

На мой взгляд, главная причина этого в том, что отсутствует единая государственная политика, стратегия в этом вопросе. Возьмем Москву. Руководство города, и в первую очередь Юрий Михайлович Лужков, очень серьезно относится к развитию туризма, вносит существенный личный вклад в развитие его инфраструктуры, но есть серьезные проблемы на чисто исполнительском уровне, на уровне комитета города по туризму. Каждый регион, включая столицу, занимается этой проблематикой, предпринимает определенные усилия, но их общая координация отсутствует. На уровне Центрального федерального округа мы такую программу разработали, но без единой координации в рамках всей страны эффективно работать не получится.

Вопрос о том, кто сможет разработать и реализовать такую программу, такую стратегию, и есть ключевой вопрос будущего российского туризма. В том же, что такая работа может быть сделана в рамках Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, есть серьезные сомнения. Наверное, они смогут решать какие-то вопросы. Но во-первых, делать это нужно оперативно и профессионально и большой вопрос: насколько к такой структуре будут относиться серьезно. Во-вторых, нельзя забывать о серьезных положительных изменениях в отечественной туристической индустрии, которые произошли в последние годы.

В туристической отрасли мы сделали серьезный шаг вперед, заложив основы качественного изменения этой индустрии, - от наведения порядка в области лицензирования или участия в крупнейших международных выставках до введения единой системы классификации гостиниц. Без деятельного и квалифицированного продолжения такой работы мы потеряем слишком много и окажемся отброшенными на несколько лет назад.

Владимир КАНТОРОВИЧ, вице-президент Российского союза туриндустрии:
Создается впечатление, что туризм сознательно "задвигают"

Российский союз туриндустрии существует уже более 10 лет и объединяет не только турфирмы, но и большинство ведущих страховых, юридических, консалтинговых компаний, гостиницы, санаторно-курортные предприятия, авиа- и другие транспортные компании, банки, учебные заведения, средства массовой информации и т.д. Являясь некоммерческой организацией, РСТ стоит на защите корпоративных интересов своих членов и прав обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей мы считаем создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию российской туриндустрии на федеральном и региональном уровнях. Конечно, не всегда и не во всем турбизнес был согласен с департаментом туризма Минэкономразвития РФ, но мы все-таки говорили на одном языке и могли обсуждать все возникающие проблемы.

Сегодня - в свете произошедших перемен в правительстве - создается впечатление, что туризм сознательно "задвигают", создавая ему все больше и больше проблем. Планируемая отмена лицензирования туристической деятельности внесет хаос на рынок этих услуг и откроет ворота для мошенничества. Симбиоз туризма и здравоохранения уникален, подобной структуры нет ни в одном государстве. Да и факт подчинения рыночной отрасли социальному блоку тоже вызывает недоумение.

Как будет развиваться отечественный туризм в дальнейшем? Есть два сценария. Как в анекдоте - начну с плохого, если все останется, как есть. В туристическом бизнесе все развивается по синусоиде - она возникает, пропадает. И функция сильного государства - сгладить провалы и поднять пики. За последнее время каждая из крупных российских туристических компаний ежегодно отказывает в приеме десяткам тысяч иностранных гостей - их элементарно некуда селить. И без поддержки государства в решении этой проблемы не обойтись.

Обычное жилье окупается через год, и гостиницы поэтому просто невыгодно строить. Цены у нас растут, ситуация с политической обстановкой в стране достаточно нестабильная. И нужно принимать все более решительные меры к тому, чтобы на этом фоне поддерживать привлекательный имидж России как туристического объекта. Замечу, что Турция тратит миллионы долларов только на свое продвижение в нашей стране!

Через год-два - по разным оценкам - произойдет серьезный спад въезда. Что же касается выезда, то с отменой лицензирования (а я не знаю, чем его можно заменить) вновь появится много фирм-однодневок. Спустя какое-то время рынок, конечно, выстроит все сам, как и говорят либералы. Будут пулы фирм, но многие наши сограждане потеряют немалые деньги, а народ у нас в основном небогатый. Он-то больше всего и пострадает.

Теперь сценарий оптимистичный. В конце концов, никто не умер. Произошла ошибка, и есть надежда, что наш голос будет услышан, что они поймут, что сделали. И все-таки будет создано отдельное ведомство, может быть, приписанное к Министерству транспорта. Такой опыт зарубежный тоже есть, и не надо изобретать велосипед.

И есть надежда, что удастся восстановить потери во въезде. С должным участием государства и с нашей помощью у российского туризма объективно хорошие перспективы.

Илья РЕЗНИКОВ, исполнительный директор Общества культурного, научного и делового сотрудничества с США:
Туризм испытывает острую потребность в масштабной государственной поддержке

Многолетний опыт работы в области делового туризма - а это проведение разного рода международных симпозиумов, бизнес-семинаров и т.д. - показывает, что это направление очень часто является мощным импульсом к развитию всей туристической инфраструктуры. Наши клиенты, приезжая в Россию, нуждаются в хороших гостиницах и привычном разнообразном сервисе. Поэтому не подлежит никакому сомнению, что туризм априори должен относиться к ведению министерств экономического блока и испытывает острую потребность в масштабной государственной поддержке. Как внутри страны, так и за рубежом. Мы в состоянии сегодня предлагать клиентам добротный качественный продукт - туристические услуги. И только начали активно продвигать его за рубежом, в том числе и с помощью российских торгпредств.

Возникшая сегодня ситуация с созданием Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму может привести к тому, что мы как минимум упустим время. А вместе с ним и деньги.

Евгения КОНКОЛЬ, член Комитета по туризму ТПП России:
Четыре года назад туризм признали бюджетоформирующей отраслью

Ситуация, в которую попала наша отрасль на сегодняшний день, на первый взгляд кажется нонсенсом. Но она может привести к очень тяжелым последствиям. Вообще если взять мировой опыт, то почти во всех странах мира туризм является бюджетообразующей отраслью. В ряде стран доходы от туризма в бюджет составляют очень значительные суммы.

Туризм - это огромное количество людей, занятых в отрасли. Это не только туроператорские фирмы и агентства, это большое количество гостиниц с их инфраструктурой. Это вспомогательные производства, это огромное количество людей, занятых в конкретной фирме. И на сегодняшний день мы, получается, отступили назад. Потому что когда четыре года назад туриндустрию стало регулировать Минэкономразвития РФ, это явилось следствием мировых экономических процессов, и это доказывало то, что туризм признан отраслью экономики - ее бюджетоформирующей отраслью.

На сегодняшний день то, что туризм присоединили к здравоохранению и спорту, мы рассматриваем как шаг назад, как то, что в настоящее время туристическая отрасль осталась без управляющего органа, который накопил огромный положительный опыт. Это особенно опасно сейчас, когда происходит реформа в стране. Наша отрасль только начала формироваться за последние годы, поэтому совершенно недопустимо пускать ее на самотек. То, что с 1 января 2005 года отменяется лицензирование, относится к этой же проблеме. Потому что это послабление, а послабление, когда отрасль не сформирована, приведет, как говорят сегодня мои коллеги, в лучшем случае к тому, что многие рядовые потребители окажутся за границей без денег, транспорта и т.д.

А вообще это может привести лет через пять к монополизации отрасли. И я предполагаю, что большей частью это будут фирмы с иностранным капиталом. Это не приведет ни к чему хорошему.

Леонид ИСАКОВИЧ, президент Межрегионального фонда устойчивого развития туризма:
Достаточно серьезная сфера экономики осталась без руководства

Обсуждать вопрос - относится ли туризм к социально-экономическому блоку, наверное, не имеет смысла. Эта тема многократно уже обсуждалась. Можно по-разному рассматривать статистические исследования, и, тем не менее, совершенно понятно, что туризм - это чисто экономическая сфера со всеми вытекающими отсюда следствиями и задачами.

Тот вопрос, который сегодня обсуждается, касается судеб миллионов людей, которые заняты в отрасли, - это шестизначные цифры. Если смотреть с практической точки зрения, то на сегодняшний момент, на мой взгляд, произошла уникальная ситуация. С одной стороны, за последние 3-4 года произошли значительные положительные изменения, особенно в плане въездного туризма. А это главное, что может обсуждаться, так как совершенно ясно, что любая власть должна приветствовать развитие въездного туризма, т.к. это приток денежных средств, инвестиций в страну, занятость населения.

И въездной туризм за последние 3-4 года, я имею в виду, прежде всего, иностранных туристов, значительно вырос, по разным оценкам на 30-50%.

Но сегодня мы лишились федерального органа управления туризмом. Когда с очевидностью наметившийся подъем отрасли можно было бы не только сохранить, но и в значительной степени развить.

Что касается деятельности департамента туризма, не всегда можно было соглашаться с его позицией по тому или иному вопросу. Но нельзя отрицать, что за последние 4 года были сделаны серьезные позитивные шаги - в области лицензирования, классификации гостиниц, рекламы наших туристических возможностей, работы с регионами. Обрывать сейчас все то, что было сделано до этого, на фоне растущей положительной динамики развития въездного туризма, на мой взгляд, было бы неправильно. Это отбросит отрасль назад.

Очень важно было наладить диалог со многими другими государственными ведомствами - с консульской службой, от которой зависит целая масса вопросов, связанных с въездом иностранных граждан и туристов в нашу страну, с МВД, от которого зависят вопросы регистрации и целый ряд других формальностей, с Министерством транспорта и конкретно с Российскими железными дорогами. Это тоже ключевой вопрос. Целый комплекс вопросов был решен с пограничниками, таможней, Минкультом, музеями. Все это было успешно сделано в течение последних 3-4 лет.

Так или иначе, туризм как реальная отрасль экономики не существует сам по себе, и ни одна, даже очень большая коммерческая структура, не может самостоятельно решить весь комплекс вопросов - это реально только на уровне серьезного государственного административного органа. На сегодняшний день такого органа нет. Ситуация размытая, и достаточно серьезная сфера экономики осталась без руководства.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий БАРЗЫКИН:
К сожалению, законодательная база по туризму достаточно слабо развита

С моей стороны было бы некорректным давать советы исполнительной власти по поводу того, каким образом организовать работу правительства. Поэтому я могу только пояснить, чем руководствовались мои коллеги-депутаты, принимая решения о переводе туризма в Комитет по экономической политике и предпринимательству.

В первую очередь мы совершенно четко осознавали, что это важнейший сектор экономики страны. Об этом говорит и зарубежный опыт. Так, около 50 миллионов жителей нашей планеты занято в этой сфере, 1/3 всего объема услуг оказывается в туристическом секторе. Около 11% инвестиций приходится на туризм как сектор экономики.

К сожалению, законодательная база по туризму достаточно слабо развита. Закон 1996 года о туристской деятельности, закон 1995 года, касающийся курортов,- вот, пожалуй, и все, что на сегодня есть. Но принято около полусотни законов на уровне субъектов, и везде органы управления туризмом по-разному называются. Сегодня, допустим, в Краснодарском крае существует департамент по развитию курортно-туристской сферы, поэтому не возникает вопроса, куда относить туризм. Да, функции иногда социальные, но сектор - всегда экономический.

Мы производим, наверное, самый ценный продукт - это услуги населению, которые дают человеку возможность полноценно жить и развиваться. Поэтому, я думаю, туризм для этой сферы не может быть исключением. При комитете создана рабочая группа, куда войдут представители других комитетов Думы (на сегодня у нас уже есть пять предложений), для того чтобы комплексно решать все вопросы, относящиеся к туристской деятельности, так как к смежным отраслям можно относить и транспорт, и работу МИД, и многое другое.

Мы понимаем, что в основном успех деятельности департамента туризма Минэкономразвития России был обеспечен тем, что наряду с собственной деятельностью была возможность решать вопросы по принятию программ социально-экономического развития регионов, влиять на финансирование этих программ, когда средства по линии других департаментов направлялись на развитие инфраструктуры -основы для развития туризма в любой стране и в любом субъекте. И это действительно происходило - примером тому и "Красная поляна", и строительство дорог в Краснодарском крае, и инфраструктура в Ростовской области.

Борис ИВАНЮЖЕНКОВ, в 1999-2000 годах министр РФ по физической культуре, спорту и туризму:
Когда туризм был в структуре Минэкономразвития, это было логично

Я считаю, что возврат к прежней структуре, объединяющей спорт и туризм, является шагом назад. Могу судить об этом на основании личного опыта, когда туристский сектор входил в мою сферу ответственности. Уже первые месяцы нашей работы показали, что это принципиально разные направления деятельности. Решать задачи государственного регулирования туристской деятельности, проблемы гостиничного комплекса, вести диалог (и иногда достаточно жесткий) с зарубежными туристскими администрациями, обеспечивать достойное представительство России за рубежом на профессиональных форумах и выставках, пропагандировать нашу страну в глазах иностранных туристов - это должны делать специалисты соответствующей квалификации. Все, что я мог сделать для отечественного туризма в то время, когда был его руководителем, - так это полностью доверить этот участок работы профессионалам и ограничиться выполнением представительских функций - например, открывая выставки или другие мероприятия.

Позднее, когда департамент туризма был сформирован в структуре Минэкономразвития, это было логичным шагом как с точки зрения стратегических интересов страны, так и с позиции здравого смысла. Не назначают же у нас главным тренером сборной страны по хоккею директора гостиницы? У спорта и туризма есть множество точек соприкосновения. Например, проведение крупнейших международных спортивных форумов - таких, как чемпионаты мира и Европы, не говоря уже об Олимпийских играх, которые традиционно привлекают туристов из-за рубежа. Однако такое сотрудничество возможно только в том случае, если туризм в России будет иметь соответствующий экономический статус.

Юрий ПОДКОПАЕВ, генеральный директор ГУП г. Москвы "Гостиница "Националь":
Туризм - это целый комплекс, нельзя отдавать его людям, которым нет до него никакого дела

Динамичное развитие отрасли за последние годы связано, прежде всего, с деятельностью департамента туризма Минэкономразвития РФ, создание которого почти четыре года назад я и мои коллеги встретили с большим энтузиазмом. Потому что туризм очень нуждается в едином государственном регулировании. Ведь необходимы консолидация и координация работы региональных органов управления туризмом, планирование всей деятельности в масштабах страны, продвижение отечественного туристического потенциала за рубежом и т.д.

Одним словом, если мы говорим о государственном подходе к развитию туристической отрасли, то все должно быть сбалансировано и скоординировано на уровне единого государственного органа. И положительные тенденции в этом направлении четко наметились именно с момента образования департамента туризма в структуре Минэкономразвития.

Применительно к индустрии гостеприимства - это в первую очередь разработка Государственной системы классификации гостиниц и иных средств размещения, работа над которой велась максимально серьезно и тщательно, на основе заимствования всего лучшего из зарубежного, преимущественно европейского опыта.

Также крайне важный вопрос - популяризация наших туристических возможностей за рубежом. И здесь департамент туризма начал действовать весьма решительно и эффективно, достойно представляя Россию на крупнейших международных выставках, проводя масштабные рекламно-информационные и маркетинговые программы. Ведь даже если мы говорим о столице России, то и ее нужно активно и изобретательно продвигать как отдельное направление, ориентируясь на интересы и предпочтения гостей.

Спорт, физическая культура и туризм снова объединены в одном ведомстве, что, безусловно, повлияет на индустрию, и в худшую сторону. Я был очень расстроен, узнав об этом. У спорта своих нерешенных проблем - море. Спорт у нас сейчас начинает новую жизнь, и там требуется колоссальный труд, чтобы он вышел на тот же высокий уровень, какой был в советские времена. Тогда государство уделяло спорту колоссальное внимание, т.к. он в значительной степени формировал имидж страны.

Поэтому спорту надо заниматься только спортом, а туризму надо заниматься туризмом. Это огромная и сложнейшая отрасль, требующая постоянного внимания руководства, требующая постоянных управленческих решений. И быть где-то на задворках в Агентстве по физической культуре и спорту - это не дело. Если мы хотим, чтобы туризм давал государству деньги, а он уже дает их и способен приносить значительно большую прибыль, этот орган должен быть самостоятельным. Он должен координировать и работу туристических, гостиничных предприятий, и весь комплекс вопросов, связанных с туриндустрией.

Скажем, если взять наш гостиничный сектор. Это же десятки и даже сотни проблем, завязанных воедино. И швейные фабрики, мастерские, и легкая, и пищевая промышленность - целый комплекс. Вот и туризм - это целый комплекс, и отдавать его людям, которым нет до него никакого дела, которые хотят завоевывать медали (и правильно делают!) и выигрывать Олимпиады?! Туризм - это туризм, спорт - это спорт. Некоторым не очень компетентным людям кажется, что это одно и то же. Спортивный туризм - да, можно оставить в спортивном ведомстве. Но мы-то имеем в виду туризм, который дает государству колоссальнейшие деньги, который может дать бюджету 25-30%. Вот они живые деньги - под ногами лежат, и мы их как раз просто затопчем, объединяя туризм со спортом в одном ведомстве. Это ошибка. Туризм надо выделить в отдельный орган, и он должен четко функционировать. Тогда с него можно будет спросить, давать ему план, и он будет приносить деньги.

Губернатор Краснодарского края Александр ТКАЧЕВ:
Я позитивно оцениваю объединение функций управления спортом и туризмом под одним началом

- Я полностью поддерживаю ту административную реформу, которую проводит федеральный центр, и, в частности, позитивно оцениваю объединение функций управления спортом и туризмом под одним началом. Раньше в крае спорт развивался отдельно, курортная сфера - отдельно, туризм - отдельно. А ведь эти сферы, несомненно, неразделимы. Человек, который приезжает заняться активным туризмом, одновременно может поправить здоровье и отдохнуть. Именно для того, чтобы объединить все эти услуги в едином комплексе, в декабре прошлого года в краевом правительстве была введена должность вице-губернатора, который курирует вопросы развития курортного комплекса, туризма и спорта. Так, что, по сути, мы упредили федеральную реформу этим шагом. Вопросы развития туризма на Кубани не раз обсуждались мною с министром экономического развития Германом Грефом и с председателем Госкомспорта Вячеславом Фетисовым. С каждым из них мы находили и находим взаимопонимание. Поэтому для нас смена куратора по вопросам туризма не определяющий фактор. Главное, что у нас есть четкое понимание того, в каком направлении развивать и оптимизировать процессы развития туризма и курортной сферы на Кубани. Для привлечения инвестиций в эти отрасли нами уже разработаны пакетные предложения, которые как раз и вобрали в себя все составляющие для отдыха, здоровья и спорта.

Максим МЕДВЕДКОВ, руководитель рабочей группы по вступлению в ВТО, руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития России:
Если ясных "правил игры" нет, высоки инвестиционные риски

В процессе переговоров и консультаций по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) тема туризма играет существенную роль. Многие наши потенциальные партнеры заинтересованы в открытии российского туристского рынка, однако национальные интересы страны требуют применения определенных защитных мер, по крайней мере, на переходный период. Есть вопросы по регулированию рынка туристских услуг, которое проводится во всем мире. Так, далеко не у всех членов ВТО анонсированная отмена лицензирования туристских услуг в России вызвала положительную реакцию. Ведь если есть определенные требования, которым компания должна соответствовать при выходе на рынок, то должны быть и соответствующие критерии. А если ясных "правил игры" нет, высоки инвестиционные риски.

Вопросов при переговорах возникает очень много - в частности, наши партнеры по диалогу с ВТО тщательно анализируют происходящие административные изменения в России, в том числе в отношении туристского сектора. В мире есть страны, в которых туристская индустрия играет весомую, если не ключевую роль, а есть такие, в которых туризм не имеет никакого экономического статуса. Иностранные компании смотрят на наш рынок со стратегической точки зрения, и те или иные решения будут приниматься во многом в зависимости от того, к какой категории мы причисляем себя сами.

Леонид ТЯГАЧЕВ, президент Национального олимпийского комитета:
Административное объединение спорта и туристской индустрии может быть целесообразным только в качестве временной меры в чрезвычайной ситуации

В начале 90-х, когда страна после развала СССР только вставала на ноги, у такого решения были более серьезные основания. На фоне общего системного кризиса и туризму, и спорту нужно было решать задачи не столько по развитию, сколько по выживанию в условиях перехода от одного экономико-политического строя к другому. Я искренне убежден в том, что административное объединение спорта и туристской индустрии может быть целесообразным только в качестве временной меры в чрезвычайной ситуации.

Сегодня же в России условия принципиально иные, когда и спорт, и туризм должны не выживать, а динамично развиваться. У туризма в нашей стране большое будущее, и за примерами, к которым мы должны стремиться, далеко ходить не нужно. Небольшая Австрия, умело распоряжающаяся собственным туристским потенциалом, зарабатывает на туристах $16 млрд ежегодно (что даже по сравнению с 58 млрд в США производит впечатление). Попробуйте предложить австрийцам объединить их туриндустрию со спортивной...

Потери туристской индустрии понятны, но и для спорта такое объединение не несет ничего хорошего, тем более что оно произошло в рамках федерального агентства, даже не министерства. В первую очередь может пострадать важнейшее направление, связанное с организацией (а в ряде случаев - и с борьбой со стороны нашей страны за право такой организации) крупнейших спортивных мероприятий. Для того чтобы успешно бороться за право проведения в России Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, нужна соответствующая инфраструктура, в значительной степени и создаваемая сейчас в России предприятиями туристического сектора. Гостиницы, сервис, транспортные вопросы - решением этих задач должно заниматься отдельное и эффективное ведомство. Тогда и национальная спортивная администрация сможет опираться на сильного союзника, а не на слабое бюрократическое звено в собственной структуре.

Аббас АЛИЕВ, президент компании "Интурист отель групп":
Как никогда остро сейчас возникла потребность в усилении общественных туристских организаций

Ну что должно обеспечить сильное государство в туриндустрии? Прежде всего - безопасность, второе - инфраструктуру (транспорт, гостиницы) и третье - это рекламу своей страны.

У нас произошло следующее: государство нам сказало - "Ребята, мне не до вас, не до туризма. Я занимаюсь реформой структуры своей страны, всего своего аппарата, сокращаю чиновников, а поэтому вас по остаточному признаку. Куда? В Министерство здравоохранения, к спорту!"

Что же делать? Государство нам прямым текстом сказало: "Ребята, не до вас, и сейчас я вами заниматься не буду, а буду ли заниматься вообще когда-либо - неизвестно". В этой ситуации, на мой взгляд, как никогда остро возникает потребность в усилении общественных туристских организаций.

Но сегодня мы просто обязаны в противовес тем мероприятиям, которые проводит государство, выстроить свои отношения, выстроить свои общественные организации, для того чтобы не допустить дальнейшего скатывания туризма как отрасли вникуда.