Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

22 апреля 2004 г. Версия для печати

Назначение Фетисова Вячеслава Александровича

Фетисов Вячеслав АлександровичВ связи с реструктуризацией органов исполнительной власти регулирование туристской деятельности поручено Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму. Руководителем этого федерального агентства назначен Фетисов Вячеслав Александрович, бывший глава Госкомспорта России.

Для выработки общей стратегии руководства туристской отраслью 22 апреля 2004 г. по указанию Фетисова В.А. созвано рабочее всероссийское совещание в Москве, на которое были приглашены ведущие специалисты туристской отрасли, руководители комитетов по физической культуре, спорту субъектов Федерации, преимущественно те, в чьем ведении находится и регулирование туристской деятельности на местах (например, Республики Карелия, Пензенской области и других). Всего по списку 36 человек, не считая аппарата собственно руководителя.

Руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Александрович Фетисов председательствовал на всероссийском совещании, на котором была обсуждена концепция развития туристской деятельности в России на предстоящий период.

Во вступительном слове Вячеслав Фетисов дал понять, что для Агентства по физической культуре, спорту и туризму развитие туризма – приоритетное направление работы. Новые девиз для работы «оздоровление нации через туризм». Следует изменить приоритеты туристской деятельности и основное внимание уделить обеспечению права граждан России на отдых. Поэтому очень важно знать мнение ведущих специалистов туристской отрасли по ключевым проблемам.

В работе совещания приняли участие: Юрий Кузнецов – президент Национальной академии туризма (НАТ), Михаил Биржаков — вице-президент Национальной Академии туризма, Ефим Керпельман – председатель Комиссии по делам молодежи, спорту и туризму Федерального Собрания, Михаил Вышегородцев – заместитель председателя Московской городской думы, Сергей Житенев – генеральный директор АНО "Паломнический центр" Московского Патриархата, член НАТ Евгений Коткин – председатель Комитета по физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, Валерий Никифоров – председатель Центрального совета по туризму и экскурсиям г. Санкт-Петербурга, вице-президен Национальной Академии туризма, Александр Артемьев – генеральный директор ОАО "Московское выставочно-конгрессное агентство", Олег Туманов – Москва, Интерцентр, член НАТ Александр Соколов – председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ, Григорий Антюфеев – председатель Комитета по туризму г. Москвы, член НАТ, Инна Бельтюкова гендиректор фирмы Капитал, член НАТ, и другие (в большинстве своем члены Национальной Академии туризма).

Список приглашенных готовился аппаратом руководителя федерального агентства и во многом был априори определен их позицией в отношении передачи туризма из Минэкономразвития в ведомство физической культуры и спорта.

Следует отметить, что 20 апреля 2004 г. в газете «Известия» в разделе «Дебаты» были опубликованы выступления представителей общественности (Полтавченко Г., Кантарович В., Резников И., Конколь Е., Исаакович Л., Барзыкин Ю., Иванюженков Б., Покопаев Ю., Ткачев А., Медведков М., Тягачев Л., Алиев А.,) в целом резко критикующие решение Президента о реструктуризации органов исполнительной власти в части передачи функций регулирования туризма из Минэкономразвития России в Федеральное агентство. Копия текста статьи прилагается.

В выступлении Фетисова В.А. присутствующим было сообщено о негативной оценке администрации Правительства РФ, в частности руководителя аппарата Правительства Дмитрия Козака, — попыток создания альтернативного федерального агентства по туризму и еще более негативно о попытке давления на Правительство через СМИ (см. газету Известия за 20 апреля 2004 г. раздел Дебаты). Тексты статьи прилагаются.

Фетисов В.А. публично подтвердил свое твердое согласие возглавлять кроме спорта и туризм, данное им Президенту, а также решимость выдержать борьбу и даже войну с мафией туристских ретроградов и олигархов. Присутствующим было сообщено, что решение окончательное и изменению не подлежит. Во второй части выступления В.А. Фетисов сообщил присутствующим свое понимание поставленной задачи — в первую очередь обеспечить посредством туризма оздоровление нации, т.е. путем развития внутреннего туризма и обеспечения конституционного права граждан на отдых.

Следует принять во внимание, что при Госкомспорте осуществлялась деятельность по регулированию и координации спортивно-оздоровительного туризма, функционировала коллегия по предмету ведения.

Всем присутствующим было предложено высказать свое мнение и сформулировать предложения к государственной политике в отношении развития туризма на предстоящий период. Выступили 28 человек из числа присутствующих, в том 12 из них члены Национальной Академии туризма (НАТ), что примечательно. Надо отметить, что статус Национальной Академии туризма и внимание к этой общественной организации были весьма высоки. Фетисову В.А. были переданы Предложения к Концепции развития туризма на 2001-2010 гг., разработанные специалистами НАТ и одобренные Общим собранием Академии .

Первое выступление (основной доклад) было предоставлено Биржакову М.Б., вице-президенту Национальной Академии туризма. Были высказаны одобрение и поддержка линии Президента России о реструктуризации органов исполнительной власти, в том числе передача функций государственного регулирования туристской деятельностью в Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Нам видится, что решение принято удачное во всех смыслах. Особенно следует приветствовать это решение, как следствие неприятия и негативной оценки Правительством результатов неправильной, антинаучной деятельности департамента по туризму Минэкономразвития РФ во всех ипостасях. Принципиальные ошибки были заложены уже при создании собственно департамента туризма и формировании его статуса — абсолютно противоречащего федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» — в положении о департаменте туризма Минэкономразвития РФ была указана деятельность по управлению туризмом. Тогда как в федеральном законе была определена функция регулирования и координации деятельности отрасли.

Это в целом определило крайне негативную позицию и избранный курс на жесткое управление отраслью в угоду интересам узкого клана олигархических структур. Проявилось это при определении порядка приоритетности российских туристских фирм и допуска их к безвизовому обслуживанию китайских туристов. Особенно негативные отзывы имелись об антинаучном подходе при формировании целеполагания «Концепции развития туризма в РФ» . Так, главное целью Концепции положено «создание туристского комплекса путем совершенной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта».

Никакой туристский комплекс страны невозможно построить «маркетинговой стратегией продвижения несуществующего туристского продукта». Это глубоко ошибочное положение явилось основанием для массового выезда чиновников всех мастей на зарубежные туристские выставки и неразумной растраты бюджетных средств. Этим государству нанесен большой ущерб. Для образования туристского комплекса нужно строительство гостиниц, отличных дорог, туристских автобусов, развитие широкого ассортимента услуг, в том числе в несезонный период.

Положение о лицензировании, полностью безграмотное с позиций несоответствия как федеральному закону, так и государственным стандартам ГОСТ Р, умышленно непроведенное через юридическую экспертизу, вылилось в инициацию масштабного взяточничества и коррупции чиновников и окружения. Система лицензирования не оправдала своего назначения и, после справедливой критики на всех уровнях, была отменена Правительством, что положительно. Небезынтересно, что в ответ на это решение Правительства Минэкономразвития РФ предложило четырехкратно ужесточенную систему регистрации субъектов туристской деятельности с поборами в пользу неких саморегулируемых организаций, созданных, разумеется, при департаменте туризма.

Вся деятельность департамента туризма Минэкономразвития РФ была пронизана пренебрежением к федеральным законам, публичным глумлением над их фундаментальными положениями, осознанно умышленном искажением текстов и понятий. Чиновников, допустивших такое действо, следует не только увольнять, но и привлекать к административной ответственности. Им не место в новом аппарате Федерального агентства. За удовольствие послушать речи руководства департамента с местных слушателей взималась плата по 50 евро с человека, командированным специалистам такое благо обходилось еще дороже, с существенным превышением лимитов расходов, установленным Минфином на командировки госслужащим. Вальс с руководителем департамента туризма также стоил 50 евро.

Надо думать, что в новом аппарате будет меньшее внимание уделено банкетам и большее — делу на благо развития отечественного туризма.

В новой политике регулирования туризма и туристской деятельности должен быть, прежде всего, положен принцип неукоснительного соблюдения положений федерального законодательства в целом и в частности федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Если не нравится положение закона, возможно, оно устарело или требует корректировки, есть единственный легитимный путь — порядок использования права законодательной инициативы и внесения поправок в закон через Государственную Думу. В частности, в январе 2003 г. такие поправки были внесены в указанный федеральный закон в части определения предмета лицензирования . Если рассмотреть предметно — это и есть сущность деятельности по регулированию туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», в разработке которого принимал участие в 1996 г. Биржаков М.Б., а также Соколов Н.С. (в то время руководителем комитета по туризму и спорту Государственной Думы) присутствующего сегодня на заседании — феноменальное и эпохальное явление в российском туризме. Несмотря на несовершенство и даже противоречие отдельных норм закон успешно работает и сегодня.

Для более рационального его использования принятый закон должен был сопровождаться формированием целого пакета подзаконных актов. Но этого госслужащими департамента туризма сделано не было. А жаль, им за это выплачивали заработную плату. Лишь Госстандарт России выпустил в 2000 г. (через четыре года после принятия закона!!!) ГОСТ Р, дающий толкование понятий, указанных в законе.

В частности следует согласовать и уточнить понятие туристского продукта и его сертификации. Конечно, все понимают, что сертификации полежат туристские услуги, а не право на тур. Следует уточнить определение договора на туристские услуги — как посреднического, т.е. в сфере агентирования — возмездного предоставления услуг (а не розничной купли-продажи, что свойственно вещным сделкам).

Систему лицензирования в настоящем ее виде и ее обязательность следует исключить и заменить чем-либо более разумным, например, переосмыслив и существенно облегчив ее положения и, приведя в соответствие федеральным законам, направить (делегировать функции) исполнение в субъекты Федерации.

Финансовые гарантии — несомненно прогрессивный инструмент, но следует определить их исходя из сущности туроператорской и турагентской деятельности как посреднической. При этом следует ввести базовую ставку и шкалу поправок на размер гарантии адекватно объемам работ хозяйствующего субъекта. Для субъектов, участвующих в деятельности в сфере внутреннего туризма, таких гарантий не должно быть вообще. Они пока финансово не обеспечены в должной мере, а расходы на гарантии априори будут переложены тяжким бременем на собственно туристов.

Также следует перераспределить обязательность и бремя гарантии на всех участников процесса — в том числе на перевозчиков, средства размещения и иных — пропорционально стоимость туристского продукта. Время идет и достаточно быстро. Следует работать эффективно над созданием нового федерального закона о туризме и туристской индустрии. Однако нельзя создавать две или три комиссии и финансировать их из разных источников. Такой подход априори инициирует противостояние, что мы и наблюдали в период творчества департамента, который вполне можно назвать периодом четырехлетней туристской смуты. Есть опыт успешного решения этой проблемы в 1996 г. — комиссия была одна у законодателя, но в еe работе участвовали заинтересованные представители разных ведомств. Закон удалось сформировать за один год.

На настоящем этапе следует уделить внимание общественным организациями или, как нынче принято их называть, саморегулируемыми. Есть несколько крупных общественных организаций, функционирующих достаточно длительный срок. На наш взгляд по проблемам научного обеспечения — передовой является Национальная Академия туризма, консолидирующая лучшие силы по всей стране. В составе Академии сегодня более 450 действительных членов из 48 регионов страны. Наибольшее число — разумеется, из Москвы и Санкт-Петербурга. Штаб-квартира Академии находится в Санкт-Петербурге. Академия издает Труды, периодический журнал «Туристские Фирмы», учебники, монографии, а также при финансовой и организационной поддержке Правительства Москвы фундаментальный труд — Большой Глоссарий терминов международного туризма. Сегодня уже подготовлен к печати третий выпуск Глоссария. Мы с удовлетворением передаем г-ну Фетисову В.А. небольшой и далеко не полный комплект изданий Национальной Академии туризма. Академия, консолидируя мощный интеллектуальный потенциал, организует семинары, деловые встречи, оказывает поддержку региональным администрациям в формирования принципов политики в отношении туризма, выполняет уникальные разработки региональных программ развития туризма.

Все другие выступающие в основном поддержали и дополнили основные положения доклада М.Б. Биржакова. Так, Никифоров В.И. указал на недостатки в организации работы службы пограничников в аэропортах, на отсутствие обустройства туалетов на терминале Шереметьево-2, на необходимость создания Общественного Совета по туризму. Также указана важность переориентации отечественных инвесторов на вложение средств в развитие туристской индустрии: прежде всего гостиниц, спортивных сооружений. В качестве примера была приведена деятельность Совета по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга в части строительства спортивно-оздоровительных комплексов, теннисных кортов, гостиниц.

Далее с блестящим и содержательным докладом выступил председатель Комитета по туризму г. Москва — Антюфеев Г.В. Он сообщил о деятельности Правительства Москвы в части развития приема туристов, как из России, так и из других стран, о широкомасштабном строительстве гостиниц в Москве и других регионах. Комитет по туризму г. Москвы ведет большую работу по организации туристских выставок, например МITF, которая четвертый год активно выступает на туристском рынке. Указал на недостатки в организации туристской деятельности и пути их разрешения, в том числе в смежных отраслях, в частности в строительстве автомагистрали Россия — Москва-Санкт-Петербург.

Представитель Московской Епархии — Житенев С.Ю. сообщил, что при передаче функций регулирования туризмом в Минэкономразвития в 2000 г. группы специалистов, в том числе из Национальной Академии туризма, приходили к руководству и предлагали помощь, вносили предложения по мероприятиям и программам развития туризма, предложения к Концепции развития туризма. Однако, сотрудничество было отвергнуто. В результате избранный антинаучный путь развития туризма, отвечающий лишь интересам узкой группы лиц, завел департамент туризма в тупик и вызвал крайне отрицательное отношение туристской общественности. Многолетние традиции утрачены, новые оказались не жизненны. Организованные во имя здравой идеи проекты, вызвали негативные явления коррупции, что было подтверждено проверкой Счетной палаты. В конце концов руководство департамента не нашло в себе сил найти здравый компромисс и фактически перессорилось с большинством лидирующих хозяйствующих субъектов в сфере туризма. Свершившееся – и есть следствие избранной неправильной политики и утраты связи с регионами, игнорирования их интересов.

Мы поддерживаем решение Президента о реструктуризации органов исполнительной власти и передачу функций регулирования туристской деятельностью. В Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. В настоящем мы сегодня предлагаем руководству Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму начать работу практически с чистого листа, мы предлагаем всемерную помощь в становлении цивилизованных отношений в сфере туризма, рациональными подходами в регулировании и координации туристской деятельности, формировании нового законодательства.

В завершение хотелось замолвить слово о паломничестве. Всем ясно, что формально паломничество не относится к туризму (это обрядовая религиозная деятельность). В нашем обществе церковь отделена от государства по закону и никто этого не оспаривает. Но жизнь вносит свои коррективы. Например, известно, что государство весьма действенно помогает мусульманам в организации хаджа. И мы приветствуем эту помощь нашим братьям мусульманам и очень рады за них. Но паломничество православных такой (или лучше сказать никакой) помощи не получает. Наверное — это не совсем правильно. Ведь православие, его история, святыни, храмы, монастыри — являются во многом основой нашего национального туристского продукта, объектами туристского интереса и показа. Православные святыни привлекают в Россию большое количество туристов по линии культурно-религиозного туризма.

Среди выступающих были руководители комитетов субъектов Федерации, в частности председатель комитета по физической культуре спорту и туризму Республики Карелия. Он указал на правильность решения Президента о передаче функций руководства отраслью в Федеральное агентство. Опыт работы республиканского комитета в совмещении функций регулирования спорта и туризма в Карелии показывает правильность выбранного пути реорганизации структур госуправления. Эти направления деятельности тесно связаны и взаимно успешно дополняют друг друга. Были доложены отдельные результаты деятельности отрасли в Карелии, успешно соперничающие по доходности с лесопромышленным комплексом.

В заключение обсуждения г-н Фетисов В.А. высказал мысль о том, что из существа докладов он вынес убеждение о правильности принятого курса, и он надеется на дальнейшее сотрудничество. Понимая сложность задач и проблем — возможностей у Федерального агентства достаточно. Руководством страны обещана всемерная поддержка. Остается только совместно трудиться в выбранном направлении. Высказано предложение о создании Общественного Совета по туризму.

По всей видимости, будет создана рабочая группа по подготовки новой Концепции развития туризма в России на предстоящий период для реализации базовых принципов деятельности в реализации девиза «к оздоровлению нации через туризм» на предстоящий период и выработки конкретной Программы по ее реализации. В целом мы оцениваем результаты совещания очень положительно и ожидаем консолидации усилий по становлению отечественного туризма в цивилизованные рамки с целеполаганием деятельности на пользу нашего общества и государства.

На основании анализа выступлений можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо:

1. Приветствовать передачу туризма в ведение Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму.

2. Провести работу по внесению поправок в закон о туризме.

3. Внести предложения по созданию при Агентстве по физической культуре, спорту и туризму общественного Совета (Палаты) по туризму.

4. Считать одной из главных задач развития туризма подготовку квалифицированных кадров в этой области.

5. Предложить всем заинтересованным организациям принять участие в «круглом столе" по вопросам развития туризма в рамках Международного экономического форума 15-16 июня в Санкт-Петербурге.

6. Рекомендовать федеральному органу исполнительной власти в области туризма шире привлекать интеллектуальные силы и опыт наработанных региональными комитетами программ по развитию туризма.

7. Дать предложения по защите отечественного рынка туризма.

8. Подготовить предложения для компаний, занимающихся выставочным бизнесом, с необходимостью переориентации на российские компании.

9. Просить Торгово-промышленную Палату Российской Федерации дать предложения по реализации предложений, разрабатываемых в Палате области туризма.

10. Разработать механизм статистического обслуживания туристического бизнеса.

11. Разработать предложения по улучшению рекламы в сфере туризма с учетом отдыха россиян внутри страны.

12. Разработать макет туристского паспорта России.

13. Признать необходимым проведение подобных совещаний раз в квартал.