Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

04 декабря 2015 г. Версия для печати

Модельный закон МПА СНГ «О детском и юношеском туризме»

ПРОЕКТ

Модельный закон МПА СНГ
«О детском и юношеском туризме»

Оглавление

Преамбула. 3

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. 3

Статья 3. Цели и задачи Модельного Закона. 6

Статья 4. Принципы государственной политики. 7

Глава II. РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА   8

Статья 5. Законодательство о детском и юношеском туризме. 8

Статья 6. Регулирование детского и юношеского туризма. 9

Статья 7. Структура и организация. 9

Статья 8. Детские и юношеские туристские общественные объединения (клубы) 10

Статья 9. Формы системы детско-юношеского туризма. 10

Статья 10. Инструкторско-педагогическая работа. 11

Статья 11. Туристско-спортивные звания и разряды.. 11

Глава III. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА.. 11

Статья 12. Источники финансирования. 11

Статья 13. Порядок финансирования. 12

Статья 14. Социальная поддержка. 13

Статья 15. Производственно-коммерческая деятельность. 13

Статья 16. Материально-техническая база. 13

Статья 17. Отношения собственности. 14

Глава IV. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА.. 14

Статья 18. Безопасность туризма. 14

Статья 19. Чрезвычайные ситуации. 15

Статья 20. Медицинское обеспечение и врачебный контроль. 15

Статья 21. Страхование при осуществлении туристской деятельности. 16

Статья 22. Чрезвычайные ситуации. 16

Статья 23. Экстренная эвакуация. 16

Глава V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА.. 17

Статья 24. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма  17

Статья 25. Внешнеэкономическая деятельность. 17

 


 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН МПА СНГ
«О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ»

Преамбула

Настоящий Модельный Закон устанавливает основы для формирования, развития и реализации государственной политики в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее − государствах-участниках) в области детского и юношеского туризма.

Детско-юношеский туризм, является частью государственных систем поддержки летнего отдыха и занятости детей во время каникул, а также патриотического воспитания подрастающего поколения и допризывной подготовки молодёжи в период внеклассной работы и программ дополнительного образования (воспитания). Он призван способствовать созданию условий для всестороннего развития детского и юношеского туризма как эффективного и доступного средства физического и духовного воспитания и оздоровления, социальной адаптации детей, подростков и молодежи, утверждения здорового образа жизни, всех видов научения, обучения и подготовки, развитию когнитивных способностей и побуждению конативных потребностей, профессиональной ориентации, эффективной системы непрерывного образования и развития личности на принципах холистического подхода, как интегрированного и организованного целого.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Основные понятия туристской деятельности используются в настоящем модельном законе в соответствии с модельным законом МПА СНГ «О туристской деятельности» в редакции 2015 г.

Детский и юношеский туризм — временные выезды участников — путешествия, поездки, походы (маршруты), экспедиции, экскурсии и прогулки (в рамках туристского путешествия), туристские соревнования, туристские слеты — с постоянного места жительства в целях туризма — лечебно-оздоровительных, в том числе оздоровительно-профилактических, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, религиозных, а также волонтерских и иных целях, не противоречащих национальному законодательству, установившимся традициям и обычаям, доброму порядку, на период от 24 часов до 6 месяцев.

Детский и юношеский туризм, является частью государственной системы поддержки летнего отдыха и осуществления занятости и досуга детей и юношества в возрасте от 3 лет до 18 во время каникул, в период внеклассного обучения и дополнительного образования на любых стадиях, развития личности, укрепления и принятия здорового образа жизни, а также системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Путешествия, походы, экскурсии[1] с детьми, подростками и лицами юношеского возраста (далее туристские путешествия) — деятельность туризма, совершаемая участниками под руководством родителей, опекунов по закону, а также официально назначенных (уполномоченных) лиц.

Участники детского и юношеского туризма

- туристы и экскурсанты — дети, подростки[2], девушки и юноши, возрастом от 3 до 18 лет, планирующие путешествие или совершающие туристские путешествия независимо от численности группы участников (туристы или экскурсанты) в сопровождении воспитателей, руководителей групп, опекунов по закону, родителей или иных уполномоченных лиц  (сопровождающие);

- сопровождающие лица — работники туристских фирм, туроператоров и турагентств, руководители туристских групп, воспитатели, педагоги, учителя и иных лиц, имеющих надлежащее образование и/или подготовку в рамках работы детьми, подростками и юношества внеклассной работы, а также опекуны и родители, возраст которых старше 18 лет, имеющие практический опыт работы с детьми, подростками и молодежью в детском и юношеском туризме;

- лица, представляющие законные интересы несовершеннолетних участников детского и юношеского туризма (заказчики);

- организаторы туризма — туроператоры, турагенты, иные посреднические предприятия сферы туризма, а также школы и другие образовательные учреждения, в том числе внеклассного образования, назначенные руководители туристских групп (сопровождающие, турлидеры) от клубов, туристских объединений и др.;

- исполнители туристских и спутных услуг (средства размещения, перевозчики, предприятия общественного питания, музеи, средства аттракций, развлечения и досуга иные предприятия и учреждения, оказывающие типичные и нетипичные туристские или спутные услуги);

- уполномоченный орган по делам детского и юношеского туризма исполнительной власти государства принадлежности или его представители;

- национальные общественные организации детского и/или юношеского туризма.

Государственный центральный, региональный и местный орган детского и юношеского туризма — уполномоченный легитимный орган государственной исполнительной власти, обеспечивающий разработку и реализацию государственной политики, а также государственное регулирование в области детского и юношеского туризма государства принадлежности.

Допризывная подготовка юношей — военное обучение молодёжи допризывного возраста в формах и методах детского и юношеского туризма, участие в военно-спортивных мероприятиях, в том числе в комплексе ГТО — «Готов к труду и защите Отечества».

Туристско-краеведческая деятельность − направление дополнительного (внешкольного) образования детей, подростков и юношества, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения в процессе занятий туризмом, в том числе в форме краеведения. Воспитательная роль данной деятельности базируется на воспитании патриотического сознания, ознакомлении с природой родного края, народным творчеством, традициями своего народа, развивает физические и эстетические качества участников, но и их духовную нравственность.

Патриотическое воспитание участников — деятельность, осуществляемая на принципах высокой мотивированности (мотивационных состояний) деятельности и ее духовной, познавательной и общественно-полезной направленности; активности; паритетности интересов личности и государства; учёта особенностей развития личности; единства познания, переживания и действия; взаимодополняемости спортивно-туристской, когнитивной и общественно-полезной деятельности).

Методы патриотического воспитания детей и юношества — игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций, путешествия, походы, туристские поездки, в рамках туристского продукта или вне такового.

Учреждения и предприятия детского и юношеского туризма — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий, станции юных туристов, детские туристские базы, детские, подростковые и молодежные туристские клубы и организации, профильные и предметные туристские секции, в том числе по спортивному туризму для детей, подростков и юношества.

Детские и юношеские туристские общественные объединения (ассоциации, туристские клубы или иные в форме некоммерческих организаций) — создаются на добровольной основе членства и участия в общей деятельности в рамках туристских детско-юношеских объединений при наличии в руководящем органе не менее 3-х человек, достигших возраста 18 лет (или возраста участника сообразно национальному законодательству государства принадлежности) достаточного для регистрации юридического лица детским и юношеским общественным объединением.

Статья 2. Виды и способы организации детского и юношеского туризма

Виды (основные) детского и юношеского туризма — (1) внутренний туризм: - путешествия и экскурсии для школьников; - спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования); - самодеятельные школьные обмены; - познавательные и рекреационные детские путешествия, поездки, походы, туры на коммерческой основе; - оздоровление и отдых в детских лагерях, туристских базах и комплексах; волонтерские программы; (2) международный (въездной и выездной) туризм: - организация международных безвалютных обменов; - образовательные, деловые и поощрительные (инсентив) путешествия для талантливых и креативных (творчески одаренных) детей, подростков и молодежи, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.; - познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе; - выезды в международные детские центры (лагеря), а также волонтерские программы. Указанные виды туризма осуществляются как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

Экскурсии[3] познавательного и обучающего характера (в рамках туристских путешествий, поездок, слетов и аналогичных мероприятий)— направление дополнительного (внешкольного) образования и организации досуга детей, подростков и юношества, в том числе туристско-краеведческая деятельность и деятельность по организации досуга, являются комплексным средством развития подрастающего поколения в процессе занятий видами туризма и экскурсий. Средство гармоничного развития детей и подростков, девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются экскурсия.

Путешествия и поездки с целью оздоровления, физического воспитания, физкультурно-спортивными целями — деятельность по развитию и воспитания детей и юношества преимущественно способами и методами активного туризма. Туризм для юношества является частью допризывной подготовки. Участникам, достигшим высоких результатов и выполнившим нормативы и установленные требования как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд, присваиваются спортивные звания и разряды. Уполномоченный государственный орган государства принадлежности или по его поручению учреждения или общественное объединение выдают участникам документы о спортивном звании или разряде. Для поддержки юношеского туризма должны быть разработаны нормативы юношеских разрядов по спортивному туризму.

Путешествия, походы и поездки в целях патриотического воспитания — туристско-краеведческая деятельность, воспитательная роль которой базируется на воспитании патриотического сознания и любви к Родине — участие в военно-спортивных мероприятиях, реконструкции исторических событий, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями народов и другие, развивающие физические и эстетические качества детей, подростков и юношества, их индивидуальную и коллективную духовно-нравственную направленность и интеллект. Принципы патриотического воспитания: высокая мотивированность деятельности, её духовной, познавательной и общественно-полезной направленности; активности; паритетности интересов личности и государства; учёт особенностей развития личности; единства познания, переживания и действия; взаимодополняемости спортивно-туристской, когнитивной и общественно-полезной деятельности, в формах занятия туристско-краеведческих кружков (групп), туристских прогулок и экскурсий[4], походы, экспедиции, поисковая работа, слёты и соревнования, трудовые и волонтерские десанты, конкурсы, вечера и конференции, сборы в туристских лагерях). Методы патриотического воспитания: игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций.

Детско-юношеский туризм как средство дополнительного образование детей, подростков и юношества — туризм, реализуетмый через систему учреждений дополнительного образования детей в учреждениях туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий, станции юных туристов, детские туристские базы, детские туристские клубы, дворцы и дома детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма, в дополнительном (внешкольном) образовании детей это отдельное направление, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения.

Способы организации путешествий и походов детского и юношеского туризма. Туристские путешествия (походы, поездки, экспедиции, экскурсии) подразделяются на: плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений и предприятий и предприятий), самодеятельные. По продолжительности походов и путешествий различают: - одно-двухдневные, - многодневные. По степени сложности спортивно-туристские походы и путешествия делят на: - некатегорийные, - категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности). При организации самодеятельных походов со школьниками формируются нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку по критериям трудности и сложности путешествий. По критерию сезонности выделяются: - сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца), - межсезонный.

По видам организаций:

- детские подростковые и юношеские оздоровительные лагеря (санаторные, загородные, городские), Главная задача — организация отдыха детей, в том числе оздоровительного лагеря с возможностью постоянного общения с природой и жизни в коллективе (социальное поведение, культура взаимоотношений, раскрытие и развитие конативных способностей и когнитивных потребностей участников, проявлению инициативы, приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни).

- профильные лагеря и центры — для одаренных детей и юношества, для детей с девиантным поведением (трудных подростков), патриотические и военно-спортивные лагеря (кадетов, скаутов), семейные лагеря, исторические, народных ремесел, религиозные (сборы, путешествия, паломничество), летние мастер-школы, международные (в том числе безвалютного обмена).

Статья 3. Цели и задачи Модельного Закона

1. Настоящий Модельный Закон направлен на формирование системы правового регулирования детского и юношеского туризма, всестороннего развития подрастающего поколения, выработку принципов и реализацию здорового образа жизни, создание условий для осуществления деятельности в сфере туризма путем совершения путешествий, поездок, походов, экспедиций, прогулок и экскурсий[5], с гуманистическими, познавательными и рекреационными, физкультурно-спортивными, волонтерскими, а также региозными целями, в том числе туристско-краеведческой деятельностью, лечебно-оздоровительными  и целями профилактики заболеваний, предупреждения возникновению вредных привычек и совершения правонарушений, формирования и проявления девиантного поведения[6], приобщение детей и юношества к изучению, познанию и наследованию принципов патриотизма, сохранению и развитию культурного и природного наследия своей страны и мирового сообщества.

2. Задачами настоящего Модельного Закона являются:

- обеспечение и защита прав детей, подростков и молодежи при занятиях туризмом, на отдыхом, рациональной творческой организации свободного времени и досуга, в том числе активными видами туризма;

- создание системы правовых гарантий для осуществления и развития детского и юношеского туризма;

- определение компетенции, прав, обязанностей и ответственности юридических лиц, в том числе уполномоченных государственных органов и их представителей, учреждений, организаций, предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц (участников) при планировании и осуществлении видов детского и юношеского туризма;

- регулирование общественных взаимоотношений уполномоченных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, с родителями (законными представителями детей, заказчиками) и самими участниками в рамках компетенции;

- создание условий для совершенствования и развития системы государственного регулирования детского и юношеского туризма на принципах разграничения компетенций между органами управления образованием, физической культурой, спортом и регулирования туризма, молодежными и общественными организациями туристской направленности, между органами государственной власти в центре и на местах, межгосударственных отношений.

Статья 4. Принципы государственной политики

1. Государственная национальная политика в области детского и юношеского туризма определяется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства принадлежности, и призвана гармонично обеспечить удовлетворение потребностей детей и юношества в физическом, творческом и нравственном развитии личности, знании истории, культуры, природы, культурного и природного наследия местности и своей страны с учетом местных традиций и обычаев. Эта политика реализуется посредством законов, концепций и стратегий, общегосударственных, региональных, муниципальных программ, а также инициативы участников, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации обнародованных мероприятий имеющимися у них средствами.

2. Государство принимает необходимые организационные и законодательные акты для обеспечения:

- доступа всем детям, подросткам, юношам и девушкам к занятиям туризмом и краеведением, экскурсиям, средствам досуга и развлечения, а также волонтерской деятельности — в специализированных учреждениях всех форм собственности на равных условиях;

- социальной (финансовой) и организационной и иной поддержке детского и юношеского туризма;

- координации научно-практических исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения детей и юношества в систематические занятия туристской деятельностью и ее влияния на физическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения;

- совершенствования государственной и региональной туристской статистики на базе единых сопоставимых и парных показателей, разрабатываемых с учетом как национальных государственных интересов, так и требований международных организаций данного  профиля;

- учета национальных культурных традиций, обычаев и особенностей народов, сохранения и дальнейшего развития исторически сложившейся духовной общности населения государств по принадлежности;

- возможности разумного, рационального и эффективного использования имеющихся в государствах материально-технической базы, организационных и научных достижений и привлечения квалифицированных туристских и педагогических кадров;, а также всемерное поощрение инициативы участников;

- побуждения и поощрения принципов благотворительности и спонсорства мероприятий детского и юношеского туризма юридическими и частными лицами.

3. Координация деятельности учреждений и предприятий детского и юношеского турима и учреждений, в том числе дополнительного образования, туристской направленности осуществляется совместно уполномоченными органами исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма, органами исполнительной власти в области образования государства принадлежности с участниками с привлечением общественных организаций детского и юношеского туризма.

Глава II. РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Статья 5. Законодательство о детском и юношеском туризме

1. Законодательство государства о детском и юношеском туризме формируется в соответствии с изложенными в статье 4 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти государства принадлежности с учетом положений Модельного МПА СНГ «О туристской деятельности»[7], «О добровольчестве (волонтерстве) и других. В его состав входят правовые нормы международного, общегосударственного (по принадлежности государству), регионального и местного действия.

2. Законодательство о детском и юношеском туризме определяет совокупность правоотношений между лицами (детьми, юношами и девушками), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы, к организации здорового досуга и отдыха.

3. Настоящий Закон нацелен на сближение законодательства и административных процедур, существующих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и относящихся к государственному регулированию детского и юношеского туризма.

Статья 6. Регулирование детского и юношеского туризма

1. Регулирование детского и юношеского туризма осуществляется уполномоченным государственным органом исполнительной власти путем:

- разработкой проектов нормативно-правовых актов, в том числе определяющих порядок лицензирования[8], аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля и типовые положения о них;

- организацию государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений туристско-краеведческого профиля;

- организационной, научной и научно-практической, программно-методической и информационным обеспечением системы детского и юношеского туризма и его участиников.

2. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления:

- осуществляют развитие детского и юношеского туризма в пределах компетенции, установленной национальным законодательством;

- создают условия для развития учреждений детского и юношеского туризма, системы туристско-краеведческой деятельности, организации туристских путешествий и походов, туристских слетов и соревнований, обеспечивают подготовку команд для участия в соревнованиях по пешеходному, велосипедному, водному, горному, спелеологическому и другим видам активного и пассивного туризма;

- вправе устанавливать специальную систему льгот и социальных дотаций для учреждений детского и юношеского туризма в рамках компетенции.

Статья 7. Структура и организация

1. В структуру детского и юношеского туризма входят:

- центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий, станции юных туристов, являющиеся организационно-методическими центрами, активно участвующими в формировании и осуществлении единой политики в области туристско-краеведческой деятельности, обучении и воспитании детей и юношества, организации и проведении походов, путешествий, экскурсий;

- отделы туризма и краеведения домов (дворцов) творчества детей и юношества, обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях, организующие работу детских туристско-краеведческих объединений;

- туристские клубы и другие объединения, преимущественно по месту жительства, обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы;

- туристские базы, туристские лагеря, осуществляющие туристско-краеведческую работу с детьми, юношами и девушками, пребывающими в них;

- детские туристские общественные организации и объединения (туристские клубы, спортивные школы, спортивно-религиозные молодежные секции).

2. Эти организации и общественные объединения создаются и действуют в соответствии с национальным законодательством государства принадлежности, местными традициями и обычаями, настоящим Модельным Законом.

Независимо от форм собственности учреждения и добровольные туристские объединения осуществляют свою деятельность по программам и нормативам, утвержденным (согласованным, одобренным) уполномоченным государственным органом.

3. Учреждения и добровольные объединения детского и юношеского туризма создаются на основании решений уполномоченных государственных органов исполнительной власти одним или несколькими учредителями, регистрируются в порядке, установленным национальным законодательством. Они могут находиться в ведении как уполномоченного органа исполнительной власти, так и другого назначенного им юридического лица или профильных общественных организаций (объединений).

4. Управление деятельностью учреждений (организаций, предприятий, объединений) детского и юношеского туризма осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства принадлежности, их уставами (положениями) и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются общее собрание и/или педагогический совет (в соответствии с уставом, положением) и т.д.

Статья 8. Детские и юношеские туристские добровольные общественные объединения (клубы)

1. Членами и участниками детских и юношеских туристских добровольных общественных объединений (клубов и иных форм) могут быть граждане государств-участников в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями не зависимо от возраста по согласию (одобрению, разрешению) опекунов, родителей по закону) для лиц до 18 лет.

2. Приобретение прав юридического лица детскими и юношескими общественными добровольными объединениями туризма возможно при наличии в составе руководящего органа объединения не менее трех человек, достигших возраста 18 лет.

3. Детские и юношеские туристские добровольные общественные объединения детского и юношеского туризма руководствуются в своей деятельности соответствующими законодательными актами государств-участников и уставами (положениями), утвержденными общим собранием (конференцией, съездом и т.д.) членов объединения.

4. Религиозные туристские добровольные общественные объединения детского и юношеского туризма в своей деятельности регулируется на основе и принципах совместного ведения органа духовного управления (епархии, медресе и других по принадлежности) и уполномоченного государственного органа детского и юношеского туризма.

Статья 9. Формы системы детско-юношеского туризма

Система детско-юношеского туризма может предусматривать:

Возможно сочетание этих элементов на местах, в учреждениях и предприятиях при/и в составе добровольных общественных объединениях.

Статья 10. Инструкторско-педагогическая работа

К профессиональной и педагогической работе с детьми и юношеством допускаются лица, имеющие документы установленного образца о среднем специальном или высшем профессиональном образовании и специальной подготовке по туристской, спортивной, туристско-краеведческой деятельности (инструктор детско-юношеского туризма, организатор туристско-краеведческой работы и другие по специальному профилю и виду туризма), а также медицинские свидетельства о возможности занятия педагогической деятельностью (профессиональная пригодность), а также при наличии свидетельства о несудимости в соответствии национальным законодательством.

Данное требование не распространяется на сопровождающих групп участников до 3 человек, а также родителей и опекунов и иных представителей несовершеннолетних лиц по закону.

Статья 11. Туристско-спортивные звания и разряды

Детям, подросткам, юношам и девушкам, выполнившим установленные нормативы и требования, достигшим высоких результатов как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд, присваиваются спортивные звания и разряды по видам деятельности в сфере детского и юношеского туризма.

Выдачу документа о присвоении спортивного звания или разряда проводит уполномоченный государственный орган или по его поручению иное учреждение или добровольное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законодательством государства по принадлежности.

 Глава III. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Статья 12. Источники финансирования

  1. Основными источниками финансирования детского и юношеского туризма являются федеральный, региональный и местный бюджеты. Финансирование осуществляется в рамках текущей деятельности, целевых, адресных и иных программ развития детского и юношеского туризма, поддержки и финансирования отдельных мероприятий и событий, или общих. Могут передаваться денежные средства и имущество.

2. Дополнительными источниками финансирования могут быть:

- целевые и адресные средства и имущество, в том числе валютные,  предприятий, организаций, общественных объединений, фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей мероприятий, событий, вида деятельности (лагерь, туристская база, клуб, секция или иное);

- собственные средства, в том числе валютные, от туристской консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;

- именные стипендии и иные виды — уполномоченных государственных органов,  учреждений, предприятий, частных лиц, спонсоров;

- доходы от депозитных вкладов размещаемых средств;

- финансовые средства и имущество, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественными и благотворительными фондами, волонтерскими организациями, частными физическими и юридическими лицами, спонсорами и меценатами; кредиты; гранты и другие источники, не противоречащие законодательству;

- средства законных представителей несовершеннолетних лиц (родителей и опекунов, поручителей).

Статья 13. Порядок финансирования

1. Государственное бюджетное и внебюджетное финансирование детского и юношеского туризма осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого участника (туриста) в равной доле по всем видам и типам учреждений (источников финансирования) , исходя из принципа оптимального последовательного увеличения фактических расходов на одного участника (туриста).

Государство гарантирует выделение средств на нужды развития детского и юношеского туризма в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.

2. Наличие и использование привлеченных и дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных бюджетов.

4. Финансирование детского и юношеского туризма, включая расходы на создание и укрепление материальной базы, проведение туристско-спортивных и оздоровительных  мероприятий и участие в походах, экспедициях, соревнованиях, слетах, молодежных форумах осуществляется за счет бюджетов всех уровней по соответствующим разделам бюджета.

Учреждения детского и юношеского туризма, отдельные коллективы, педагоги и тренеры, работающие в режиме креативного эксперимента, а также в сложных условиях, например с трудными подростками, лицами девиантного повеления, инвалидами — пользуются правом дополнительного финансирования в соответствии с национальным законодательством.

5. Уполномоченные органы государственной исполнительной власти в области детского и юношеского туризма могут заключать договоры (государственный заказ) с общественными объединениями на подготовку и проведение научных экспедиций, походов патриотических программ, массовых туристско-спортивных соревнований, событийных мероприятий с значимым (количественным) участием детей и юношества — с бюджетным финансированием мероприятий в частичном и полном объеме.

6. Финансовые средства учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля изъятию не подлежат и налогами не облагаются[9].

Статья 14. Социальная поддержка

1. В целях привлечения инвестиций в систему детского и юношеского туризма в соответствии с законодательством государства принадлежности — региональные и местные органы власти предусматривают:

- специальную систему налоговых льгот для учреждений и организаций туристско-краеведческого профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие детско-юношеского туризма. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются действующим законодательством;

- льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду учреждениям и организациям, которые работают в системе детско-юношеского туризма;

- льготы на операционную деятельность учреждений предприятий и объединений детского и юношеского туризма;

- льготы участникам акций, слетов, походов и других плановых мероприятий и сопровождающим участников — на туристские перевозки, размещение и питание, экскурсии, посещение музеев, досуговых и зрелищных событийных мероприятий;

- льготы для всех категорий участников (туристов) и сопровождающих детских и юношеских туристских групп на посещение музеев, театров, спортивных и зрелищных мероприятий, выставок и аттракций — для лиц возрастом до 18 лет.

2. Продукция учреждений и организаций, изготавливаемая и реализуемая на нужды детско-юношеского туризма, приравнивается к товарам народного потребления.

Статья 15. Производственно-коммерческая деятельность

1. Учреждения детского и юношеского  туризма, в том числе и добровольные общественные туристские объединения, их филиалы, представительства, отделения вправе вести и получать доходы от производственно-коммерческой, в том числе образовательной, деятельности, инвестируемые исключительно в развитие этих учреждений, детских и юношеских общественных объединений туризма (на цели указанные в уставах и других учредительных документах).

2. Производственно-коммерческая деятельность в части предоставления туристско-экскурсионных услуг другим категориям граждан, кроме имеющих социальные льготы и сопровождающих организованные группы участников (туристов), осуществляется в соответствии с национальным законодательством в области туризма.

Статья 16. Материально-техническая база

1. Органы государственной власти, региональные и местные органы власти выделяют бюджетные и иные средства на строительство, содержание и развитие материально-технической базы детского и юношеского туризма, устанавливают налоговые льготы собственникам материально-технической базы, предоставляющим сооружения, здания и иные объекты для организации и проведения туристско-краеведческой и соревновательной деятельности среди детей, подростков и молодежи.

2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за государственными, муниципальными и иными образовательными учреждениями туристско-краеведческого профиля, общественными объединениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений, объединений, которые несут ответственность за сохранность и эффективное использование по назначению закрепленной за ними собственности.

3. Материально-техническая база учреждений, предприятий и объединений детского и юношеского туризма, а также дополнительного образования по видам туризма и туристской деятельности, используемая в образовательной, научно-исследовательской, волонтерской деятельности и для решения других задач в сфере детско-юношеского туризма, налогами не облагается и приватизации, или разгосударствлению, не подлежит.

4. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в приоритетном порядке за счет бюджетных, а также собственных и иных средств на нормативной основе с учетом достижений мировой практики.

Статья 17. Отношения собственности

1. За учреждениями, предприятиями общественными объединениями детского и юношеского туризма, в том числе профильными учреждениями образования и  дополнительного образования и общественными объединениями в целях обеспечения деятельности, предусмотренной уставом (положением), учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного управления сооружения, здания, оборудование, а также другое необходимое имущество туристского, физкультурно-спортивного, социального, культурного и иного назначения.

2. Учреждению, предприятию детского и юношеского туризма, а также профильному общественному объединению, учреждению дополнительного образования, принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющегося результатом деятельности организации сферы детско-юношеского туризма, а также на доходы от собственности.

3. За государственными учреждениями детского и юношеского туризма, профильными учреждениями дополнительного образования туризма, детско-юношескими общественными объединениями туризма закрепляются (могут быть закреплены) в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им в установленном порядке земельные участки.

4. Имущество, переданное учреждениям детского и юношеского туризма, профильным учреждениям дополнительного образования, детско-юношеским общественным объединениям, не подлежит использованию в иных целях, кроме туристско-краеведческой, туристско-спортивной деятельности, и иной обозначенной в настоящем Модельном законе.

5. Учреждение, предприятий, объединение детского и юношеского туризма, профильное учреждение дополнительного образования несут ответственность за сохранность, разумное и эффективное использование своего имущества и его сохранность.

6. Контроль за деятельностью учреждений, предприятий, объединений в этой части осуществляется учредителем или уполномоченным государственным органом.

Глава IV. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Статья 18. Безопасность туризма

  1. Под безопасностью детского и юношеского туризма понимаются безопасность участников (туристов и экскурсантов и сопровождающих их лиц), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий (поездок, экспедиций, экскурсий) окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства принадлежности.
  2. Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обслуживание аттракций и спортивных сооружений, тренажеров и полос препятствий — обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников туристских групп, если организуемые ими путешествия (активные передвижения, или действия связанные с воздействием экстатических состояний, силы гравитации) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, препятствий — представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов и экскурсантов, в горной и труднопроходимой местности, спелеологических и водных объектов и другие.
  3. Единые (и особенные) Правила осуществления (реализации) и обеспечения безопасности путешествий, походов, экспедиций, прогулок и экскурсий участников (туристов) детского и юношеского туризма с активными способами движения, перемещения, передвижения, пассажирской перевозки при наличии повышенной опасности (индивидуально и в группах) разрабатываются и утверждаются по видам туризма с учетом практических особенностей, профиля местности и местных условий, государственным уполномоченным органом с привлечением специалистов по этим видам туризма.
  4. Типовые Правила организации деятельности исполнителей услуг с обслуживанием детей, подростков и юношества — загородных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей, туристских баз, клубов, образовательных форумов, разрабатываются и утверждаются уполномоченым государственным органом детского и юношеского туризма при согласовании с инспекциями по безопасности по принадлежности виду туризма, спорта, аттракций.
  5. Контроль и надзор за деятельностью учреждений, предприятий и объединений детского и юношеского туризма осуществляют контрольно-надзорные органы, назначенные уполномоченными исполнительной властью государства, по принадлежности вида деятельности в рамках полномочий и компетенции.

Статья 19. Чрезвычайные ситуации

  1. Уполномоченный орган исполнительной власти государства принадлежности информирует туроператоров, турагентов и иных организаторов детского и юношеского туризма и самих участников (туристов и экскурсантов) и их сопровождающих, руководителей туристских групп, воспитателей — об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания, путях и средствах эвакуации, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации.
  2. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства принадлежности о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.

Статья 20. Медицинское обеспечение и врачебный контроль

  1. К занятиям в статусе участников детского и юношеского туризма допускаются дети, подростки, юноши и девушки, прошедшие освидетельствование в государственных медицинских учреждениях и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к участию в туристских походах, путешествиях, экспедициях и спортивных соревнованиях.
  1. Врачи поликлиник, подростковых кабинетов совместно с педагогами-организаторами и инструкторами детского и юношеского туризма осуществляют учёт участников, контроль за их состоянием здоровья и физическим развитием, а также предельными допустимыми физическими нагрузками.
  1. Участники (туристы, экскурсанты и иные лица), планирующие и предполагающие совершить путешествие (поездку, поход, экспедицию) в страну (место) временного пребывания, заказывающее и использующие такое обслуживание и услуги, в которых они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с национальными и международными медицинскими требованиями.

Статья 21. Страхование при осуществлении туристской деятельности

  1. В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории — участникам , организатор туризма (туроператор, турагент или иное лица) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
  2. Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи участникам (туристам) и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Возмещение расходов производится заказчику или сопровождающему туристскую группу в путешествии, поездке, походе, экспедиции, аттракции.
  3. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию участника (сопровождающего туристскую группу лица, воспитателя) туриста организатор туризма (туроператор, турагент или иное лицо) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

Статья 22. Чрезвычайные ситуации

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие сопровождение и обслуживание участников детского и юношеского туризма, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный государственный орган исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с участниками (туристами, экскурсантами и сопровождающими лицами) во время прохождения маршрутов, путешествий, походов и экспедиций, а также аттракций, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья участников (туристов, экскурсантов и сопровождающих лиц), по территории государства принадлежности.

Статья 23. Экстренная эвакуация

Оказание необходимой помощи участникам (туристам и экскурсантам, а также сопровождающим лицам), а также эвакуации, терпящим бедствие в пределах территории (местности), осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством государства принадлежности.

 Глава V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Статья 24. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма

1. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма осуществляется в рамках внешнеполитической деятельности, основываясь на подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и соглашениях.

2. Государства-участники проводят согласованную политику в области детского и юношеского туризма по работе с детьми и юношеством в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

3. В целях международной деятельности в области детского и юношеского туризма органы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения имеют право:

- устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями;

- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;

- вступать в неправительственные международные организации;

- создавать с участием иностранных партнеров центры детско-юношеского туризма, комплексы, клубы и иные учреждения детского и юношеского туризма и их структурные подразделения.

4. Уполномоченные государственные органы регулирования детского и юношеского туризма всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, предприятия и общественные туристские объединения вправе участвовать в международном сотрудничестве в области детско-юношеского туризма посредством:

- участия в международных туристско-спортивных мероприятиях;

- участия в программах двустороннего и многостороннего обмена участниками (туристами), педагогическими и научными работниками, лицами по принадлежности  активно участвующими в организации детского и юношеского туризма;

- проведения совместных научных исследований, экспедиций, форумов, участия в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях;

- международной волонтерской деятельности.

5. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов участников (туристов и экскурсантов) за пределами государства, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 25. Внешнеэкономическая деятельность

1. Уполномоченные органы регулирования всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, предприятия и общественные туристские объединения вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.

2. Валютные средства, полученные уполномоченными органами регулирования детского и юношеского туризма всех уровней, профильными государственными и негосударственными образовательными учреждениями, профильными учреждениями дополнительного образования, предприятиями и туристскими общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат.



[1] В рамках путешествия.

[2] Не достигших возраста 14 лет.

[3] В рамках туристских путешествий.

[4] В рамках туристских путешествий.

[5] В рамках туристских путешествий.

[6] Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

[7] Модельный закон МПА СНГ «О туристской деятельности». Постановление МПА СНГ от 16 апреля 2015 г. № 42-14

[8] Если такой институт принят в национальном законодательстве государства  по принадлежности.

[9] С учетом национального налогового законодательства.