Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

20 декабря 2015 г. Версия для печати

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по законопроекту № 677890-6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по законопроекту № 677890-6

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации) подготовленному Министерством культуры РФ (октябрь 2015 г.)

  1. По статье 1.

 

  1. Целесообразно кроме понятия электронная путевка ввести понятие типовой договор на оказание туристских услуг между туроператором/турагентом и туристом (потребителем) и определить его статус, а также порядок безоговорочного присоединения туриста (потребителя), порядок утверждения этого типового договора. Электронная путевка должна стать второй (неотъемлемой) частью этого договора, удостоверяющей факт оплаты туристского продукта, в том числе за наличный расчет (наличными и по карте), и его существенные условия, определяющие нахождение туриста в стране (месте) временного пребывания, и условия перевозки.
  2. Необходимо в определение детского туризма внести уточнение — детского и юношеского туризма.
  3. Систему навигации и ориентирования следует исключить из текста законопроекта в связи с отсутствием необходимости определения понятия.
  4. В части определения понятия «туристско-информационный центр (ТИЦ) — следует дополнить, «и региональной статистики показателей регионального туризма».
  5. Следует определить туристскую деятельность как «объект федерального статистического наблюдения».

 

  1. По статье 31

 

  1. Федеральный закон №132 от 24 ноября 1996 г. не рассматривает вопросы туризма, а только туристской деятельности, т.е. деятельности туроператоров и турагентов. В части статья 2 этого федерального закона рассматривает вопросы «Законодательства РФ о туристской деятельности. А глава II посвящена вопросам «Государственного регулирования туристской деятельности».

 

Таким образом, положения о туризме не могут быть предметом данного закона, в противном случае надо менять его название в целом, название статей и их назначение и содержание.

 

Включение в закон этих положений, касающихся фундаментальных определений туризма — не правомерно.

2.2 Предмет статьи «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма» является прерогативой ст. 71-73  Конституции РФ.

Разрешить правовую коллизию можно только заключением опережающего договора между федеральным центром (Российской Федерацией) и каждым субъектом Федерации о совестном ведении туризма, в котором оговорить разделение полномочий.

Полномочия муниципальных органов должны быть указаны в аналогичном договор между субъектом Федерации и муниципальными образованиями (органами местного самоуправления), находящимися в его ведении.

 

2.3 Собственно текст статьи может быть предложен как:

 

Совместное ведение туризма Российской Федерацией и субъектом Федерации определяется опережающим договором, в котором определяются полномочия сторон по предметам ведения.

 

2.4 Предлагается в целях разрешения правовой коллизии подать запрос «о принадлежности ведения туризма к Российской Федерации или субъекту Федерации» в Конституционный Суд РФ — либо от Ассоциации (АТЭП), либо от неограниченного количества истцов.

 

  1. По статье 4:

 

Часть вторую дополнить и изложить

«Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского и юношеского туризма, и самодеятельного туризма.»;

 

  1. По статье 41

 

  1. Статья 176 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» не предусматривает разделения ответственности туроператора по его умыслу. В УК РФ есть понятие совершения преступления по неосторожности, которое также относится к умыслу. Необходимо привести в соответствие понятий, поскольку предлагаемая трактовка статьи привет к дуалистическому толкованию и трудности справедливого применения.

 

Неосторожность в уголовном праве — это одна из форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Впервые неосторожность была выделена средневековыми итальянскими учёными как одна из форм косвенного умысла.

Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники, атомной энергии и т.д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные. Неосторожность может быть двух видов: преступное легкомыслие и преступная небрежность.

При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности. Возможность наступления последствий при этом рассматривается как абстрактная, лицо стремится их не допустить, а его расчёт на их предотвращение имеет под собой реальные, хотя и недостаточные основания, является самонадеянным

При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношением к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц.

Небрежность включает в себя отрицательный (отсутствие осознания лицом общественной опасности деяния, непредвидение его последствий) и положительный признак (обязанность проявлять должную бдительность и предотвращать причинение вреда общественным отношениям). При установлении положительного признака небрежности необходимо принимать во внимание объективный и субъективный критерий. Согласно первому из них, на лицо должна быть возложена правовая обязанность вести себя с должной предусмотрительностью, основанная на законе, должностном статусе, профессиональных функциях виновного, правилах общежития и т.д. Кроме того, должна иметься объективная возможность распознать опасную ситуацию и предотвратить её развитие. Субъективный критерий предполагает установление способности конкретного лица с учётом его индивидуальных качеств предотвратить развитие опасной ситуации: эта задача должна быть для него выполнимой с точки зрения его физических, интеллектуальных и социальных качеств, а также особенностей психики.

Преступная небрежность обычно считается в теории уголовного права менее опасной формой вины, чем преступное легкомыслие.

В Уголовном кодексе РФ описаны как признаки преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.

Устанавливается, что если некоторое деяние может быть совершено только по неосторожности, эта форма вины должна быть специально указана в статье УК РФ (ч. 2 ст. 24 УК РФ). Некоторые преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Имеется и другое толкование данной уголовно-правовой нормы: считается, что деяние, совершённое по неосторожности считается преступлением только в случаях, когда такая форма вины прямо предусмотрена в соответствующей статье Особенной части УК.

 

  1. По абзацу шестому статьи 41

 

Из предлагаемой формулировки поправки к статье не ясно, какие документом будет подтверждаться отсутствие правонарушения должностным лицом по КоАП. Справка об отсутствии правонарушений по ст. 14 (и другим статьям) КоАП не предусмотрена законом и получить таковую не представляется возможным. Необходимо разъяснение механизма подтверждения обеспечения отсутствия правонарушения для подтверждения деловой репутации должностного лица туроператора, подлежащего внесению в реестр.

 

  1. По статье 4

В реестр туроператоров необходимо внести показатель средней цены туристского продукта равный результату деления общей цены туристского продукта, реализованной за отчетный период к количеству туристов (поездок) за этот же период. Это позволит выявить возможную практику непостановки на кассу сумм, принятых от туристов в счет оплаты туристских поездок.

Этот показатель должен быть размещен на сайте федерального органа исполнительной власти в разделе, освещающем деятельность в части выездного туризма данного туроператора.

  1. По статье 10

 

6.1. Необходимо внести в статью 1 понятие «ваучер».

 

6.2. по части пункт в) — абзац четвертый

 

Положение о возможности добровольного страхования рисков, связанных с путешествием следует исключить в виду его корумпированности и навязывания туристу дополнительных услуг. Это положение постоянно имеет место в проектах нормативных актов (в том числе в проекте типового договора) и несет в себе смысл преднамеренного навязывания услуг страховых организаций. Положение не несет в себе обязательности и носит рекомендательный и рекламный характер, который может иметь дуалистическое толкование, в том числе об обязательности услуги.

 

  1. По статье 101 абзац 15 дополнить

 

Такая доверенность является неотъемлемой частью договора на реализацию туристского продукта между турагентом и туристом.

 

  1. По статье 102

Необходимо внести в статью 1 понятие договора и счета экскроу.

 

  1. По статье 103

Абзац девятый дополнить словами

Порядок создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации, а также защиты информации от несанкционированного доступа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

  1. По статье 116 абзац 16

Предлагается вести уточнение.

Туроператор вправе относить затраты, связанные с уплатой средств за договор страхования гражданской ответственности туроператора (финансовое обеспечение) и уплатой взносов в фонды резервный и  персональной ответственности, на себестоимость туристского продукта, независимо от системы учета (схемы, способа) налогообложения.

 

  1. По статье 175 абзац 15

 

Внести уточнение о языке документа, подтверждающего размер реального ущерба.

 

Документы на русском языке, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

 

  1. По статье 177

 

Дополнить статью положением:

 

Аудиторское заключение по годовой (финансовой) отчетности должно содержать сведения, подтверждающие финансовую надежность и устойчивость к банкротству аудируемого туроператора.

 

Общий вывод.

Законопроект не отвечает требованиям поручениям Президента РФ от 22 сентября 2015 г. в частности:

Пр-1893ГС, п.1а

1. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», направленный на развитие внутреннего и въездного туризма.

В данном законопроект нет ни одного положения о внутреннем и въездном туризме (кроме как в статье о распределении полномочий РФ и субъекта Федерации).

Законопроект следует отклонить и направить на переработку сообразно поручению Президента РФ.

 

Вице-президент МТА                                                                 М.Б. Биржаков