Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

18 июля 2014 г. Версия для печати

Понятийные категории для статистического наблюдения туризма

ПОНЯТИЙНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЙ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Биржаков Михаил Борисович, к.т.н., профессор, председатель Северо-Европейского отделения Международной туристской академии

(доклад на Конференции по вопросам совершенствования государственного статистического наблюдения в туризме, Москва, 10-11 июля 2014 г.)

Статистика в туризме важна, как и в других отраслях, спору нет. Статистическое наблюдение есть основа для объективной оценки результатов человеческой деятельности — просчетов, ошибок и успехов. Вопрос — для чего считать и как считать и кого считать, и что не маловажно — по каким методикам и исходным данным, говоря профессиональным языком — по каким учетным признакам?

Федеральное статистическое наблюдение туризма[1] ведется на общегосударственном уровне, данные исследований доступны публикуются и образуют достаточно неприглядную картину, свидетельствующую о несоответствии достаточно больших возможностей страны (туристского потенциала) и достигнутым показателям результатов туристской деятельности как в регионах, так и в масштабах всей страны. Это положение явилось причиной ряда поручений на высшем уровне (Президента и Правительства).

В перечне поручений Президента России В.В. Путина указано: Разработать и утвердить долгосрочную комплексную стратегию развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, обратив особое внимание на решение следующих вопросов: —совершенствование системы государственного статистического наблюдения и введение широкого спектра качественных показателей туристских потоков[2];

Это и есть существо рассматриваемых на настоящей конференции принципиальных вопросов. Сбор официальной статистики и ее анализ — священная корова — находящаяся в исключительном ведении федеральных органов статистики — Росстата, которые тщательно собирают, систематизируют, обрабатывают, анализируют и хранят гигантский объем данных по всей стране. В основу деятельности положены нормативные документа и законодательные акты (отечественные и международные), определяющие существо исходных наблюдаемых данных, которые в дальнейшем подвергаются обработке по установленным отраслевым методикам. В том числе, и в туристской деятельности.

Что касаемо руководящих методических и нормативных документов то в части туристской деятельности к ним, прежде всего, следует отнести федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и международные рекомендации — ЮНВТО — Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г.[3]

Здесь и следует искать правду.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» фактически единственный законодательный акт, регулирующий часть этого сложного и разнообразного процесса. Почему часть? А потому что, туристская деятельность согласно ст. 1 этого закона — это деятельность только туроператоров и турагентов, а также иная деятельность по организации путешествий — а вовсе не туризм. Так было принято при разработке этого закона в 1996 г., когда Конституцию 1993 г. чтили и свято уважали.

Согласно ст. 71-73 Конституции Российской Федерации туризм не обозначен в перечне предметов исключительного ведения федеральных органов, и не указан в перечне предметов совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации[4]. По ст. 73 любая деятельность не указанная в перечнях ст 71-72 относится с исключительному ведению субъекта Федерации. Стало быть — туризм — предмет ведения субъекта Федерации. До сего времени нет ни одного закона федерального либо регионального, который бы определял иное отношение к ведению туризма. Это то и объясняет положение дел в туризме, никому ни принадлежащему[5] в суете мирской. Таким образом, и статистическое наблюдение в туризме не достаточно ясно обозначено при принадлежности ведения самого предмета, и формально не является объектом федерального статистического наблюдения. Поэтому и обсуждения на конференции ведись в русле двух направлений: официального статистического наблюдения и по существу предметного — ведомственного наблюдения, которое существует и ведется, хотим этого или нет.

На эту тему можно рассуждать долго. Правоведы запутались в этой проблеме и не могут толком объяснить, что делать. Как вариант — предлагается генерировать опережающий договор каждого субъекта Федерации и Федерального центра и установить (закрепить) в нем добровольное волеизъявление — согласительную норму о совместном ведении туризма (что по существу и имеет место в действительности).

Исписаны тонны бумаги и, по-видимому, дело идет к запросу в Конституционный Суд России, который рассмотрит по существу и поставит все точки над i — определит принадлежность туристской отрасли. По смыслу вещей — это предмет совместного ведения федеральных органов и органов субъекта Федерации. Но это надо указать либо в Конституции страны, либо в конституционном федеральном законе.

Таким образом, наипервейше необходимо определить принадлежность туризма как предмета ведения. И это не блажь правдоискателей, а насущная потребность отрасли.

Далее следует объяснить самим себе и остальным, что такое туристская деятельность — по существу — это деятельность в сфере предоставления услуг туризма, а не только туроператоров и турагентов. Тогда, при такой трактовке понятия, четко определится и широта охвата субъектов туризма как потребителей и объектов наблюдения для статистики.

Предлагается внести положение:

туристская деятельность — прямая или косвенная, легитимная посредническая деятельность в сфере туризма субъектов туристской индустрии по организации путешествий — формированию, продвижению, продаже и исполнению отдельных или комплексных туристских услуг и (или) туристского продукта, а также легитимная деятельность любых исполнителей туристских услуг, потребляемых туристами и экскурсантами, (туристской перевозки, размещению, питанию, экскурсий, торговле туристскими товарами по системе Tax-Free и Duty-Free, аттрактивных и/или зрелищных, иных досуговых услуг, музеев, заповедников и иных);

или короче

туристская деятельность — любая деятельность в сфере туризма.

Тогда из этого вытекает:

туризм — составная часть социально-экономической сферы государства, включающая свободные передвижения (туристские путешествия, туристские поездки, временные выезды) граждан и (или) их пребывание за пределами постоянного места жительства в течение периода, не превышающего установленного национальным законодательством срока, в лечебно-оздоровительных (санаторно-курортных), познавательных, религиозных (кроме религиозного обрядового паломничества), спортивных, профессионально-деловых, посещения родственников и знакомых и иных целях, отвечающих общественной морали и добропорядочности, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от местных финансовых источников в стране (месте) временного пребывания;

турист — гражданин, потребитель отдельных или комплексных туристских услуг и (или) туристского продукта, совершающий приготовления к туру (имеющий намерение его осуществить) или его осуществление и (или) пребывающее за пределами своего постоянного места жительства в течение периода, не превышающего шести месяцев подряд, в целях туризма, и осуществляющий в дестинации, по крайней мере, одну ночевку (ночующий посетитель) в коллективном, специализированном или индивидуальном средстве размещения, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от местных финансовых источников в стране (месте) временного пребывания;

Цели туризма следует расширить за счет пребывания туристов у родственников или знакомых в посещаемой дестинации, а самих участников приравнять к категории туристов.

туристские услуги — (1) услуги субъектов туристской индустрии, продукт туристской деятельности — любые действия (прямые или косвенные, посреднические операции), осуществляемые субъектами туристской индустрии по своему усмотрению или по конкретному заказу туристов и (или) экскурсантов, гостей средств размещения, посетителей дестинации (в целом потребителей) в целях туризма, включая санаторно-курортные действия, в том числе формирование и продвижение туристского продукта всех уровней, направленные на обеспечение и восстановление физических сил потребителей, поддержание их нормальной жизни и деятельности, установление деловых контактов, а также в целях удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей туристов; (2) туристский продукт, а также комплексные туристские услуги, не образующие туристский продукт по его основным признакам, и/или отдельные туристские услуги, в том числе и по организации туризма;

Другое изменение следует внести в определение туристского продукта

туристский продукт — упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских типичных и нетипичных услуг, работ, товаров, способствующих потреблению туристских услуг и основанных на туристских ресурсах. Это комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую его цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт может быть национальным, региональным и местным. Юридическая природа и смысл туристского продукта заключается в праве туриста и (или) иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг;

В этом варианте круизные и паромные пассажиры (например. в Санкт-Петербурге), а также ночующие пассажиры в туристских поездах (например в Великом Устюге и других малых годах) попадают легитимно в числе туристов и будут учитываются в общей численности туристов посещающих дестинацию. Для Санкт-Петербурга это весьма ощутимый туристский поток (около 500 тыс. посетителей), обслуживание которых требует привлечения финансовых и организационных ресурсов, в том числе для охраны этого контингента. В этом нет ничего зазорного. Финляндия традиционно учитывает из чисто экономических соображений в численности туристов однодневных посетителей Восточных регионов страны. Одновременно будут учитываться ночующие посетители в средствах размещения в таймшерах (клубный отдых).

Есть проблема, мало относящаяся к статистике, но, тем не менее — очень важная — влияние ее будет опосредованное как учетного признака второго уровня. Это проблема аудита туроператора. Последние события в туристской отрасли показали несостоятельность аудиторских заключений туроператоров. Формально это требование предоставления аудита касается только крупных туроператорских компаний. По сути, и в реалиях — аудиторское заключение это справка о соответствии выбранной налогооблагаемой базы аудируемой компании нормативным документам. И не более того. Хотя потребителю интересно знать заключение о финансовой состоятельности компании, которую он собирается обратиться и отдать деньги и вверить отдых своей семьи. Такая возможность есть и обозначена в федеральном законе об аудите. Но поскольку такая работа объёмна и дорога, ее попросту не заказывают (в требованиях Ростуризма целей такого требования к аудиту нет). В результате — через два месяца после выдачи справки аудиторского заключения компания банкротится, причем крупная, и даже с солидной историей. Однако, туристская общественность и эксперты Ростуризма (в частности АТОР) в голос хором заявляют, что уже год знали о финансовых проблемах у этой компании???

Необходимо ужесточить подход (требования) к аудиту, ввести понятие аудит туроператора, и заставить фирмы выполнять (заказывать и оплачивать) аудиторскую проверку в полном объеме и представлять в Ростуризм заключение о финансовой состоятельности компании. Разумно также в нормативных документах обозначить персональную ответственность аудитора за выданное заключение.

Все вышеизложенные предложения должны быть внесены в проект модельного закона «О туристской деятельности» МПА СНГ и они должны составить предмет для выбора учетных признаков статистического наблюдения. Это и составит основу для выбора широкого спектра качественных показателей туристских потоков.

Литература и источники

Федеральный закон № 282-ФЗ от 09 ноября 2007 г. в действующей редакции на 23.07.2013 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Федеральный закон № 132 от 24 ноября 1996 г. в действующей редакции на 03 мая 2012 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Модельный закон «О туристской деятельности» МПА СНГ (принят 16 ноября 2006 г.).

 


[1] А не туристской деятельности.

[2] Извлечение из перечня поручений Президента РФ В.В. Путина по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-1814 от 30 июля 2013 г.

[3] Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. ST/ESA/STAT/SER.M/83/Rev.1 — Нью-Йорк, Мадрид, ООН, 2010. — 167 с.

[4] Про туризм попросту забыли.
[5] Не до туризмов.