Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

27 августа 2014 г. Версия для печати

ПРЕДЛОЖЕНИЯ к изменению и дополнению федерального закона

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к изменению и дополнению федерального закона

«Об основах туристской деятельности в РФ»
№ 132 ФЗ от 24 ноября 1996 г.

В настоящее время в связи с создавшейся ситуацией на туристском рынке, вызванной совокупностью обстоятельств, активно изучается вопрос внесения дополнений и изменений в федеральный закон № 132 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ».

Предлагается подойти к вопросу изменений системно и сначала сформулировать концепцию, а также цели и механизмы  изменений, водимых в закон. Далее следует определить перечень дополнений в понятийный аппарат, и лишь затем — сформулировать предложения в виде статей проекта закона на основе принятых формулировок понятий.

Концептуальные предпосылки

Федеральный закон № 132 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» с момента принятия проработал как регулятор туристского рынка до 2007 г. (т.е. более 10 лет). При этом значимых потрясений и банкротств туроператоров и туристских агентств не наблюдалось, даже в период кризиса 1998 г.

В 2007 году изменения, внесенные в закон в виде финансовых гарантий, по существу создали удобные условия перекладывания ответственности и финансовых неудач неграмотных финансовых менеджеров туроператоров на страховые организации, а также использования института коллективной ответственности всех участников процесса выездного направления — средств компенсационного фонда с 2012 г.

Эти обстоятельства (в совокупности) создали благодатную почву для массового мошенничества в туристской отрасли, и повлекли за собой потрясения рынка в связи чередой банкротств крупных туроператоров (практически всех — членов АТОР). Отметим, что финансовым обеспечением в виде банковских гарантий воспользовались только около 40 туроператоров и за прошедший период (с 2007 г.) ни одного случая банкротств из числа этих предприятий не наблюдалось.

Из этого следует вывод о несовершенстве и ущербности положений 2007 г. и последующих изменений законодательного акта, регулирующего туристскую деятельность в части финансового обеспечения и механизмов его реализации, а также базы для исчисления размеров вносов в компенсационный фонд (априори при неотрицании полезности этих начинаний в принципе).

Ниже рассматриваются варианты изменений базовых понятий для федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Туризм — предмет совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации

Прежде всего, следует решить главный вопрос — принадлежность предмета ведения, вызванная отсутствием такого определения в Конституции РФ. Формально и следуя нормам Конституции РФ 1993 г. — туризм является предметом исключительного ведения субъекта Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

По существу и сложившимся реалиям на практике общественных и государственных отношений — туризм представляет собой явление, вопросы регулирования которого составляют суть совместного ведения федерального центра РФ и субъектов Федерации, однако, это не закреплено ни в одном законодательном акте соответствующего уровня.

Для этого необходимо либо внесение изменений в текст Конституции (ст. 71 и 72), либо заключение федерального центра с каждым из субъектов Федерации опережающего договора о таковом — совместном ведении туризма. При этом должны быть четко установлены полномочия сторон, участвующих в регулировании туризма.

Аудит туроператора

Необходимо отметить, что все крупные туроператоры обязаны предоставлять аудиторское заключение о своей финансовой деятельности и бухгалтерский баланс за истекший годовой период (туроператоры Нева, Эскпо-тур, Лабиринт и другие). Таковые (положительные) заключения, свидетельствующие о благонадежности проверенных фирм, были предоставлены в Ростуризм и на основании этих заключений и документов эти туроператоры были включены в Единый реестр туроператоров на 2014 г.

С момента предоставления этих заключений и документов не прошло и двух месяцев как случилось банкротство (объявление о невозможности выполнять принятые на себя обязательства перед партнерами и потребителями). Следовательно, аудиторские заключения были ложными исходно — априори, что составляет предмет для обращения отраслевого регулятора — Ростуризма — в соответствии закону об аудите в Суд с иском к этим аудиторам о предоставлении ложного аудиторского заключения, не усмотревшим угрозу финансовой состоятельности аудируемого лица.

Аудиторское заключение о правильности выбора налогооблагаемой базы, обычно предоставляемой в результате аудиторской проверки — бесполезно для потребителя, который желает знать сведения о финансовой надежности и устойчивости туроператора к банкротству.

Для защиты потребителей необходимо сделать положения закона достаточно гибкими и априори неспособными нанести ощутимые последствия для масс потребителей в случаях банкротства туристских предприятий (туроператоров). Предлагается сделать прозрачным (в определенных пределах) финансовый менеджмент туроператора и ввести механизмы прогнозирования потенциального банкротства путем глубокого анализа финансового состояния посредника (аудита туроператора), в том числе открыть имя аудитора (аудиторское компании) для общественности и создать условия возможности возложения на него ответственности за ложное аудиторское заключение.

Это возможно только при четкой формулировке регулятором цели аудита — не соответствия налогооблагаемой базы нормативам, а профессиональном анализе финансовой надежности и устойчивости к банкротству аудируемого предприятия. Сделать это специалисту не сложно — выполнив анализ финансовой деятельности предприятия за текущий период. Конечно, анализ финансовой устойчивости будет более дорогостоящим, но зато более продуктивным с позиций прогноза. С этой целью необходимо внести в понятийную статью определение аудита туроператора:

аудит туроператора (посредника) — проверка финансовой деятельности аудируемого лица (предприятия, организации) и выдача заключения сертифицированной по закону (правилам) государства принадлежности аудиторской организацией о финансовой деятельности и надежности (устойчивости к банкротству) туроператора на основании обязательной ежегодной (или периодической, установленной законом) аудиторской проверки.

Финансовый оборот посредника организатора туризма — туроператора

Финансовый оборот предприятия не имеет четкого определения ни одном финансовом словаре или учебнике. Туроператор не просто предприятие, а предприятие–посредник, через которого проходит большой финансовый оборот средств от потребителей, передаваемый туроператором исполнителю туристских услуг. Самому туроператору остается маржа от 2 до 10% этих сумм. Формально финансовая деятельность предприятия оценивается по величине средств маржи, получаемой им за услуги по организации (формировании) турпакета.

Финансовый оборот служит базой для определения (исчисления) размера финансового обеспечения, а также средств взносов в компенсационный фонд. Финансовый оборот туроператора отдельное понятие. Это следует понимать как сумму всех средств полученных от потребителя за будущие туристские услуги. Поэтому в законе следует дать четкое понятийное определение финансовому обороту туроператора (согласовав это предварительно с Министерством финансов РФ):

финансовый оборот туроператора — общаясумма денежных средств, полученных от заказчиков и туристов или третьих лиц за реализацию услуг и/или туристский продукт в сфере туризма по данному виду деятельности на основании данных бухгалтерской отчетности в отчетном периоде (на конец отчетного года), включая средства от бартерных сделок и подарков в виде поездок, представленных или опубликованных в соответствии с законодательством государства принадлежности. Планируемый на будущий период финансовый оборот принимается за базу для расчета необходимого и достаточного финансового обеспечения деятельности данного туроператора;

Компенсационный фонд

Компенсационный фонд предназначен исключительно для целей покрытия средств на экстренную эвакуацию туристов из дестинации посещения (оплата расходов проживания (размещения), питания, трансфера и перевозки) при невозможности исполнения обязательств туроператором. Настоящая трактовка предусматривает исключительно оплату расходов туриста за рубежом. Однако, при этом ущемляются права граждан путешествующих в рамках внутреннего туризма, а также в пределах территории Союзного государства — по формальному признаку.

Целесообразно распространить действие компенсационного фонда и на внутренний туризм, соответственно обязать вступление в него и формирование самого фонда — туроператоров внутреннего туризма.

компенсационный фонд туризма — консолидированный фонд денежных средств, создаваемый туроператорами внутреннего и выездного туризма, а также туроператорами внутреннего туризма в пространстве государств–участников СНГ. Компенсационный фонд туризма предназначен исключительно для целей оказания экстренной помощи туристам и эвакуации из страны (или региона) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению). Компенсационный фонд должен имеет разные критерии взносов — для обычных туроператоров выездного и внутреннего туризма и для операторов авиационных чартерных перевозок (консолидаторов). Для последних, ввиду повышенного коммерческого риска, законодателем должен быть установлен коэффициент повышающий (как минимум) на порядок сумму взноса в фонд.

экстренная помощь — действия по организации эвакуации туриста из страны (места) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению и питанию), осуществляемые объединением туроператоров в сфере внутреннего и выездного туризма.

Туристский продукт

Туристский продукт[1] — комплекс услуг, включающий перевозку, размещение и реализуемый за общую цену (ст. 1 абзац 15 ФЗ РФ № 132 от 24 ноября 1996 г. в действующей редакции на май 2012 г.). При этом — достаточно исключить хотя бы один признак из трех перечисленных, туристский продукт как понятие пропадает, и закон перестает действовать всеобобщающе. Для иного вида (комплекса и отдельных) услуг используется другая ветвь законодательства — Гражданский Кодекс ст. 779 «О возмездном оказании услуг».

Примером, может быть широко практикуемое предоставление отдельных услуг (россыпью) по смете или вне увязки в комплекс. Это приводит к парадоксальным последствиям, целые виды деятельности — такие как таймшер и клубный отдых, речные и морские перевозки (круизы), автобусные и железнодорожные туристские маршруты (в которых размещение совмещается с перевозкой) — остаются вне правового поля. Туристская отрасль рассыпается на части, все больше и больше фирм, по существу занимающиеся туроператорством, уходят из сферы государственного регулирования. Постепенно численность аппарата государственного ведомства, принявшего обременение хлопотами регулирования туроператорской деятельности сравнится с численностью субъектов регулирования.

Предлагается видоизменить норму, описывающую понятие «туристский продукт». В новой редакции закона необходимо применить следующую трактовку понятий:

«туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Укажем особо, что признание за туристским продуктом комплекса услуг при размещении в средствах перевозки весьма существенно (с позиций туристской статистики, а также планирования финансирования обеспечения на комфортного пребывания этих категорий посетителей) для малых туристских центров, не имеющих достаточных средств размещения (малые города), а также аналогично для портовых круизных центров (Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Сочи, Владивосток, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Севастополь, Ялта и других). Тогда следует ввести определение:

туристские услуги — туристский продукт, а также комплексные туристские услуги, не образующие туристский продукт по его основным признакам, и/или отдельные туристские услуги, в том числе и по организации туризма».

Методические рекомендации ВТО по статистике туризма дают объяснение понятию следующее. «Туристский продукт» представляет собой комбинацию различных аспектов (характеристики посещаемых мест, виды транспорта, виды размещения, конкретные виды деятельности в местах назначения и т. д.) вокруг конкретного центра интересов, например экскурсии в природные заповедники, проживание на фермах, посещение исторических и культурных объектов, посещение конкретного города, занятие конкретным видом спорта, пляжный туризм и т. д. Такое понятие «туристского продукта» не связано с понятием «продукта», используемым в экономической статистике, а используется профессиональными участниками туристического бизнеса в отношении рекламы и продвижения на рынок конкретных пакетов или направлений. В этом случае можно говорить о конкретных типах «туристских продуктов», таких как гастрономический туризм, экотуризм, городской туризм, пляжный туризм, агротуризм, оздоровительный туризм, зимний туризм и т. д. Эта классификация становится все более востребованной и используется участниками сферы туризма в качестве инструмента маркетинга. Целесообразно вместо понятия «туристский продукт» использовать понятие «туристское предложение», которое шире по содержанию.

Таким образом, определение понятие формулируется как:

туристскийпродукт — упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских типичных и нетипичных услуг, работ, товаров, способствующих потреблению туристских услуг и основанных на туристских ресурсах. Это комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую его цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт может быть национальным, региональным и местным. Юридическая природа и смысл туристского продукта заключается в праве туриста и (или) иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг, указанных в составе этого туристского продукта;

Саморегулируемые организации

Следует ввести понятие саморегулируемых организаций туризма:

саморегулируемые организации в сфере туристской деятельности (далее СРО туризма) — туроператорской или турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр отраслевых СРО туризма и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере туристского продукта (туроператоры, турагенты, иные предприятия, предоставляющие туристские услуги в части организации туризма), комплексов туристских услуг не образующих туристский продукт, отдельных туристских услуг в части организации туризма.

Кроме введения особенных норм регулирования отдельных видов туристского продукта (круизный туризм, таймшер и другие), появится возможность введения запрета на профессию для неудачных финансовых менеджеров, допустивших банкротство туроператорских фирм с тяжелыми последствиями для отрасли (невозможностью исполнения своих обязательств по договору) и самих туристов (потребителей). Для этого саморегулируемая организация должна принять «Кодекс туроператора», в котором должна присутствовать такая норма. 

Страхование путешествия

Следует указать апостериори доказанную и наличиствующую на практике ущербность механизма формирования финансового обеспечения туроператора и в турагента (хотя таковое — последнее — законом не предусмотрено, но возможно в добровольном порядке) путем заключения договора страхования своей гражданской ответственности перед потребителем.

До 2007 года — до момента введения законодательно механизма финансового обеспечения туроператора — случаи банкротств туроператоров были единичными. Однако с момента принятия изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», касающихся введения обязательного финансового обеспечения туроператорской деятельности, дело существенно изменилось и случаи банкротств заметно участились. Причем банкротства преследуют исключительно туроператоров, предоставивших финансовое обеспечение своей деятельности путем страхования своей гражданской ответственности перед потребителем-туристом. Банкротства туроператоров либо являются откровенным мошенничеством (собирают деньги с туристов и исчезают вместе с ними) либо являются следствием банкротства связанных с ним туроператоров. Заметим, что полная ответственность туроператоров за свою несостоятельность, включая действия турагентов, которые перевел им средств полученные от туристов за несостоявшиеся туры или ущербные поездки, введена в закон только с мая 2012 года.

Перечень банкротств туроператоров выглядит примерно следующим образом.

1999 г. — туроператор «А-тур»,

2000 г. — туроператор «Скайтер»,

2008 г. — июль, туроператор «Детур», туроператоры "Алеа", "Русадвентур", «Вояж-Люкс».

2009 г. — декабрь, туроператор «Касио-турс» и «СМК Трэвел», туроператор «Libra Holidays».

В 2010 г. «урожай» банкротств туроператоров существенно выше.

2010 г. — июль — туроператор «Дива-трэвел», август, туроператор «Турбазар», турагентства «Август», «Эллада-тур», «Аквариус», сентябрь — туроператор «ТрансБизнесЛайн», ноябрь туроператор «Капитал-тур», декабрь туроператор «Элио-тур», а также туроператоры «Аватур», «Альтус», «Пальма-Турс», туристские агентства «В отпуск», «Смарт тур», «Miracle Travel», «Анжелика», сетевое турагентство «Куда ру».

В 2011 г. — март «Гермес-тур», апрель — туроператор «Сизонс», август туроператор «Лужники тревел», туроператор «SkyTour», сентябрь — туроператор «Альфа Вояж», декабрь 2011 г. туроператор «Аврора-интур», а также сеть турагентств «Магазин Хороших и Честных путевок».

В 2012 г. — январь — туроператор «Ланта-Тур» и «Ланта-тур вояж». туроператор «СиТиЭс», апрель — туроператор «Международный клуб путешествий» (ITC), туроператор «Идеальный мир», июнь — туроператор «Вокруг света», турагентство «Объединенные курорты», август туроператор «Bulgarian Vip Tours», август — туроператор «Космополит», туроператор «Эль-Вояж», сентябрь — туроператор «Черри тур», сетевое турагентство «Global Club», туроператор «Миллениум Туризм и Конгресс ДМС СПб» (Санкт-Петербург), турагентство «Стрелец-тур», туроператор «Новый век», «Латамерика Бизнес-групп» (долги фирмы составили 2 млн руб.).

В 2013 г. обанкротился туроператор по внутреннему туризму «Раена» (май 2013 г., ущерб 8 млн рублей). Потерпел крах туроператор по Белоруссии «Синяя птица». В июне 2013 г. прекратил работу крупный туроператор «Асент тревел». 8 августа 2013 г. претерпел банкротство смешанный туроператор «Восточный экспресс». Также в августе прекратил работу туроператор Екатеринбурга — «Роскурорт».

В феврале 2014 г. завершил свою деятельность с финансовыми проблемами туроператор «Инарт Вояж». Завершилась середина 2014 г. года банкротством деятельность «самой лучшей и самой надежной компании России» — туроператора «Нева». За рубежом осталось более 6 тыс. туристов, около 20 тыс. туристов не выехали по уже купленным и оплаченным договорам на отдых (глубина продаж до октября 2014 г.). Объем задолженности компании 8 млн Euro. Причем продажи компанией осуществлялись до последнего дня — 15 июля 2014 г. Банкротство произошло через два месяца после выдачи положительного аудиторского заключения о финансовом состоянии компании. Гражданская ответственность фирмы «Нева» застрахована на сумму 454 млн руб. в страховой компании «Возрождение» (при уставном капитале страховой фирмы всего на сумму 150 млн руб., что вызывало сомнения в реальности выплаты страховых сумм туристам — всего компания застраховала ответственность на общую страховую сумму более полуторамиллиарда рублей).

После этого в июле-августе последовала череда банкротств крупных туроператоров — Экспо-тур, Лабиринт, Идеал-тур, Роза ветров МИР, ИнтАэр, Авиачартер, Сургуткурорт, Нордик-стар, Гала-тур, Ветер странствий, Атлас и ряд других туроператоров. За пределами страны оказались 65 тыс. туристов одновременно, у которых возникли проблемы на отдыхе. Для разрешения кризисной ситуации были привлечены ресурсы отрасли, в том числе компенсационный фонд Ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь». Причем практически все туроператоры направляли туристов в фактически не оплаченные фирмой исполнителям услуг поездки (как правила размещение, питание и обратный билет на самолет), получив при этом полную стоимость поездки от туриста.

Причем вызывает опасения тенденции развития ситуации — в ареал банкротств попадают и фирмы активно на протяжении десятков лет занимающиеся внутренним туризмом (например, туристская фирма «Раена»). При этом ущерб понесенный туристами существенно в десятки раз превышает финансовое обеспечение, выставленное этой фирмой, а туристы-потребители туристского продукта не попадают в сферу ответственности ассоциации Турпомощь, содержащей компенсационный фонд оказания экстренной помощи, и фактически остаются без защиты своих потребительских прав. И это далеко не полный список обанкротившихся фирм. В этот список не вошли также авиаперевозчики, также вносящие всей «вклад».

Укажем, что банковскую гарантию своей деятельности предоставили примерно 38 (по данным Ростуризма) крупных туроператорских фирм, из более, чем 2360 туроператоров. Причем сведений о конфликтных финансовых ситуациях именно с этими фирмами не поступало. И это логично — банк дает гарантию только под деньги, ценные бумаги или залог имущества достаточной стоимости самого туроператора, что является твердой гарантией возврата заимствованных средств — кредиторам. Все случаи, которые стали причиной несостоятельности или банкротства туроператоров, случились с туроператорами, предоставившими в Ростуризм финансовое обеспечение путем заключения договора страхования гражданской ответственности.

Не помогли и аудиторские заключения — аудиторская проверка выявляет только соответствие методик оценки налогооблагаемой базы нормативам. В то же время кредиты не являются долгами. Поэтому в аудиторском заключении нет информации о финансовой надежности и устойчивости предприятия в критических экономических ситуациях. В отдельных случаях банкротства крупных туроператоров (например, «Капитал тур») страховой суммы не хватает для покрытия ущерба потребителям, не говоря уже о кредиторах, опрометчиво предоставивших крупные займы.

Это тревожный симптом, свидетельствующий об ущербности механизма финансового обеспечения путем страхования гражданской ответственности в целях защиты имущественных интересов туристов. Появление легитимного источника покрытия финансовых просчетов (или откровенного жульничества) руководства туроператора — страховой суммы, подвигает неустойчивых лиц на противоправные действия, тем более что федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в своих положениях дозволяет страховым компаниям страховать противоправные риски, совершенные должностными лицами туроператора по умыслу. Это положение прямо противоречит международной практике и принципам страхования и является причиной неприятия отношений зарубежными страховыми компаниями с позиций перестрахования туроператорских рисков.

Вместо того, чтобы отменить этот институт, надо сказать достаточно выгодный многим мелким и средним туроператорам, законодатель ввел поправкой к закону коллективную ответственность сообщества туроператоров выездного туризма путем создания обременительного компенсационного фонда для оперативного покрытия ущерба и расходов по экстренной эвакуации туристов из-за рубежа, попавших в финансовую коллизию вследствие неисполнения туроператором своих обязательств — т.е. непересчисления средств, уплаченных туристами при покупке тура, исполнителям туристских услуг (в общем случае — перевозчикам и отелям).

В этот фонд должны вносить средства все туроператоры (не зависимо от вида гаранта), которые осуществляют деятельность в сфере выездного туризма. При этом это размер средств, ежегодно вносимых в компенсационный фонд, зависит как раз от размера финансового оборота предприятия в сфере выездного туризма. Создание компенсационного фонда для экстренного решения проблем, возникающих у туристов за рубежом, восстановит репутацию туристской отрасли, серьезно пострадавшую в результате многочисленных банкротств последнего времени.

Поскольку 38 фирм, взявших банковскую гарантию — наиболее крупные по показателю финансового оборота, то тяжесть расходов на покрытие рисков, исходящих от части остальных фирм, довольно ощутима и вызывает откровенное недовольство и раздражение этой части туристского сообщества.Есть устойчивое мнение, чтоза счет добросовестных компаний будут решаться проблемы, которые создают непрофессиональные компании или компании, созданные исключительно с целью сбора денег и исчезновения.

Причем, что характерно — как правило, руководители обанкротившихся туроператорских фирм продолжают свою деятельность под вывеской других фирм или, не стесняясь, открывают свои фирмы заново (например приставляя к наименованию знак +). В связи с этим Ростуризм выступил с инициативой запрета на профессию руководителям обанкротившихся компаний. Ведомство намерено предложить запрет на ведение туристского бизнеса в течение нескольких лет лицам, деятельность которых привела к банкротствам туристских компаний[2]. Судя по негативной реакции относительно нововведения, крупные игроки в туристском бизнесе и страховщики — будут добиваться введения законодателем института обязательного страхования каждого путешествия самим туристом пропорционально размеров его стоимости, что более прогрессивно института страхования гражданской ответственности туроператора и более выгодно страховой отрасли. В этом случае каждый турист получит полную компенсацию понесенных потерь, а не «пропорциональную». Именно такая модель позволит страховщику провести актуарные расчеты и объективно оценить риски и установить адекватную стоимость страхования. Этот вариант имеет определенные сложности при практическом осуществлении, а также ряд вопросов с точки зрения оценки и аккумуляции рисков, но в любом случае максимально обеспечивает защиту туристов[3].

Предлагается принять рекомендательное решение о коренном изменении закона «О туристской деятельности» в части защиты прав потребителей путем обязательного страхования каждого зарубежного путешествия самим туристом, например, в размере стоимости путешествия.

Это положение априори не исключает (а дополняет) требования финансового обеспечения крупных туроператоров, осуществляющих деятельность с финансовым оборотом свыше 500 млн рублей, путем обязательного предоставления банковской гарантии, а не договора страхования.

Финансовое обеспечение туроператоров с финансовым оборотом свыше 500 млн рублей допускается только путем предоставления банковской гарантии.

Предусматривается обязательное страхование самом туристом (или по его поручению туроператором (турагентов или туристской компанией) каждого путешествия в размере не менее стоимости пакета услуг или туристского продукта.

Компенсационный фонд

Институт компенсационного фонда следует оставить в законе, однако существо следует изменить, распространив его формирование и назначение пользования. В формировании компенсационного фонда должны участвовать все и любые предприятия осуществляющее формирование туристского продукта внутреннего и выездного туризма (туроператорские предприятия), за исключением туроператорских фирм и фирм агентирования иностранных туроператоров, — въездного туризма.

Направление использования — для экстренной эвакуации всех туристов, находящихся вне места постоянного проживания в случае невозможности выполнения туроператором своих обязанностей по договору.

экстренная помощь — действия по организации эвакуации туриста из страны (места) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению и питанию), осуществляемые объединением туроператоров в сфере внутреннего и выездного туризма.

Внутренний туризм в рамках территорий Союзного государства Россия-Белоруссия

До настоящего времени посещение Российскими туристами Республики Беларусь определяется как выездной туризм, хотя по существу такие посещения должны относиться к внутренним видам туризма – т.е. внутренний туризм в пределах союзного государства Россия-Белоруссия. Отчасти это и происходит на практике. Белорусские посетители в России в гостиницах не встают на миграционный учет как иностранцы, а учитываются также как и российские граждане. Вопрос о приравнивании взаимного туризма Россия-Белоруссия поднимался в комитетах Союзного государства Международной туристской академией, но предложения не нашли поддержки.

Для взаимного посещения туристы, постоянно проживающие на территории Союзного государства Россия-Белоруссия — считаются внутренними туристами, а туризм, соответственно — внутренним туризмом.

Вопросы терминологии

Для целей законодательства о туристской деятельности следует ввести норму —

понятие «туристский (-ое, -ая)» и «туристический (-ое, -ая)» равны по правовым последствиям применения (использования).

.

 

Предлагаемые изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ»

1.     Ввести в понятийную ст. 1 дополнительно

аудит туроператора (посредника) — проверка и выдача заключения сертифицированной по закону (правилам) государства принадлежности аудиторской организацией о финансовой деятельности и надежности (устойчивости к банкротству) туроператора на основании обязательной ежегодной (или периодической, установленной законом государства принадлежности) аудиторской проверки;

внутренний туризм в пространстве Союзного государства Россия-Белоруссия туризм в пределах территории экономического пространства Союзного государства граждан этих государств, законно постоянно проживающих в данных государствах. Для взаимного посещения туристы, постоянно проживающие на территории Союзного государства Россия-Белоруссия — считаются внутренними туристами, а туризм, соответственно — внутренним туризмом.

компенсационный фонд туризма — консолидированный фонд денежных средств, создаваемый туроператорами внутреннего и выездного туризма, а также туроператорами внутреннего туризма в пространстве государств–участников СНГ. Компенсационный фонд туризма предназначен исключительно для целей оказания экстренной помощи туристам и эвакуации из страны (или региона) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению); для операторов авиачартерных перевозок устанавливается повышенный коэффициент при определении суммы взносов в компенсационный фонд, учитывающий повышенный коммерческий риск;

саморегулируемые организации в сфере туристской деятельности (далее СРО туризма) — туроператорской или турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр отраслевых СРО туризма и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере туристского продукта (туроператоры, турагенты, иные предприятия, предоставляющие туристские услуги в части организации туризма), комплексов туристских услуг не образующих туристский продукт, отдельных туристских услуг в части организации туризма;

туристская деятельность — прямая или косвенная, легитимная посредническая деятельность в сфере туризма субъектов туристской индустрии по организации путешествий — формированию, продвижению, продаже и исполнению отдельных или комплексных туристских услуг и (или) туристского продукта, а также легитимная деятельность любых исполнителей туристских услуг, потребляемых туристами и экскурсантами, (туристской перевозки, размещению, питанию, экскурсий, торговле туристскими товарами по системе Tax-Free и Duty-Free, аттрактивных и/или зрелищных, иных досуговых услуг, музеев, парков, заповедников и иных);

туристская путевка — единый защищенный о подделки формуляр бланка строгой отчетности, содержащий информацию об условиях путешествия (туристской поездки), подтверждающий наличие договора (на реализацию, продажу, поставку) туристского продукта или договора на возмездное оказание услуг, факте (подтверждающем документе) оплаты этих услуг, служит основой статистического учета в сфере туризма, а также для учета и контроля за движением наличных средств. Бланк «Туристская путевка» имеет указание серии и номера, а также иные реквизиты необходимые и достаточные для однозначной идентификации. Бланк может иметь электронную форму и оборот.

туристскийпродукт — упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских типичных и нетипичных услуг, работ, товаров, способствующих потреблению туристских услуг и основанных на туристских ресурсах. Это комплекс услуг по перевозке и размещению, (включая размещение в средстве перевозки), или только размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую его цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт может быть национальным, региональным и местным. Юридическая природа и смысл туристского продукта заключается в праве туриста и (или) иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг, указанных в составе этого туристского продукта;

финансовое обеспечение туроператора с финансовым оборотом более 500 млн рублей в год допускается только путем банковской гарантии;

финансовый оборот туроператора — общаясумма денежных средств, полученных от заказчиков и туристов или третьих лиц за реализацию услуг и/или туристский продукт в сфере туризма по данному виду деятельности на основании данных бухгалтерской отчетности в отчетном периоде (на конец отчетного года), включая средства от бартерных сделок и подарков в виде поездок, представленных или опубликованных в соответствии с законодательством государства принадлежности. Планируемый на будущий период финансовый оборот принимается за базу для расчета необходимого и достаточного финансового обеспечения деятельности данного туроператора;

экстренная помощь — действия по организации эвакуации туриста из страны (места) временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению и питанию), осуществляемые объединением туроператоров в сфере внутреннего и выездного туризма;

понятие «туристский (-ое, -ая)» и «туристический (-ое, -ая)» равны по правовым последствиям применения (использования).

Часть II (дополнительная)

Социальный туризм

Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах граждан при использовании их конституционного права на отдых. Исторически социальный туризм имел особые приоритеты и масштабы. Проблемы многократно обсуждались на всех уровнях, но до сих пор не выработано каких-либо приемлемых решений. В конце 90-х годов в Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ был подготовлен проект модельного закона о социальном туризме, но при обсуждении проекта в сентябре 2000 года согласия с основными положениями данного документа не было достигнуто.

Понятие социального туризма – чисто экономическая категория. Это формально способ финансирования расходов на туризм. Оно определяет источники и методы дотационного финансирования расходов туриста, и не более того.

Социальный туризм и его методы распространяются на все и любые предметные виды и разновидности туризма в пределах зоны экономического пространства.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» социальный туризм определен в ст. 1 как полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Этот вид туризма в России имеет третий приоритетный уровень (после внутреннего и въездного туризма).

В большинстве национальных основополагающих правовых актов устанавливается социальность (или социальная ориентированность) государственного устройства, в своей сущности вызывающая обязанность государства к деятельности, уравнивающей доходы граждан. Туризм должен стать формацией деятельности, ориентированной на исполнение социальных функций. В настоящее время в связи с особенностями национальных систем налогообложения поездки (путешествия) выездного туризма становятся дешевле путешествий внутри регионов, стран и стран СНГ. В частности в стоимости международной перевозки отсутствует НДС, что делает затратную часть дальнемагистральной перевозки путешествия внутреннего туризма, составляющую обычно больше половины стоимости поездки в целом,— не конкурентоспособной. Поэтому — часть граждан именно по этой причине — ориентируется на отдых за рубежом — услуги в пакете дешевле, а на стадии покупки тура — эти мотивы превалируют.

Предлагается ввести туристскую ренту на все поездки (без исключения, в том числе индивидуальные) в страны вне экономического пространства СНГ в размере от 50% (или установить фиксированный сбор при выезде) и выше с направлением этих средств в национальные фонды социального туризма по принадлежности с последующим направлением их на поддержку приоритетных направлений туризма, в частности на молодежный туризм и другие виды социального туризма, в том числе на компенсацию расходов на туристские перевозки. Отчасти это будет зеркальным ответом на экономические санкции западных стран, в частности стран Шенгенского пространства, в отношении России, а также других (Австралия, Канада, США).

Выездным туризмом (а также и частными поездками за рубеж) занимаются в основном состоятельные категории населения, составляющие незначительную часть общего населения страны (о линии организованного туризма около 2% общего населения, а также до 10–15% — индивидуальный туризм и частные поездки). Это определенным образом будет балансировать доходность этой (состоятельной) части населения с другими категориями — менее доходными. Выездной туризм является деятельностью ущербной в отношении национальных экономик и способствующей интенсивному вывозу капитала. Механизм взимания туристской ренты должен зависеть от особенностей правового режима государства принадлежности и регулироваться национальным законодательством. Например, это может быть налог (сбор) на выезд в экономическое пространство третьих стран (других экономических зон).

Туристские перевозки

Туристские перевозки самый дорогостоящий этап туристского обслуживания, занимающий от 50% и более стоимости туристских пакетов и услуг. Особенно это характерно для туристских дестинаций и центров государств-участников СНГ.

Туристская перевозка— дальнемагистральные и местные перевозки любыми видами пассажирского транспорта туристов всех категорий, прежде всего, участников социального туризма в пределах государства принадлежности (экономического пространства СНГ). Туристские перевозки составляют суть услуги социального туризма и имеют льготы по организации деятельности в сфере перевозки, а также финансовые дотации из источников покрытия расходов социального туризма.

Туристские перевозки включаются видом в национальные классификаторы страхования видов перевозок. Для них устанавливается гибкий срок периода страхования от 3 дней до одного года, включает все виды рисков, и стоимость стразовых услуг рассчитывается на основе средневзвешенного тарифа. Источник финансирования льгот — средства, получаемые от сбора акцизов за выездной туризм и индивидуальные поездки граждан в страны вне экономического пространства СНГ. Основание для предоставления социальной льготы — наличие оформленного договора на туристскую поездку и «туристской путевки» установленного образца.

туристская перевозка — дальнемагистральные и местные перевозки любыми видами пассажирского транспорта туристов всех категорий социального туризма в пределах государства принадлежности (экономического пространства СНГ). Туристские перевозки составляют суть услуги системы социального туризма и имеют льготы по организации деятельности в сфере перевозки, а также финансовые дотации из источников покрытия расходов социального туризма. Туристские перевозки включаются отельным видом в национальные классификаторы страхования видов перевозок. Для них устанавливается гибкий срок периода страхования от 3 дней до одного года, включает все виды рисков, и стоимость стразовых услуг рассчитывается на основе средневзвешенного тарифа.

Предлагается ввести в закон в части социального туризма следующие понятия:

социальный туризм — любой из видов, подвидов (разновидностей) внутреннего туризма в пределах страны по принадлежности гражданства туриста, а также внутреннего туризма в пределах экономического пространства СМНГ, расходы которого оплачивается полностью или частично за счет бюджетных и внебюджетных средств государства по принадлежности гражданства туриста, субъектов государства, муниципальных образований, выделяемых на социальные нужды, а также консолидированных средств фондов туризма и туристской ренты, средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляемых на социальные нужды — оплату санаторно-курортного и туристского обслуживания работников и членов их семей в рамках и по положениям законов, регулирующих социальную деятельность, а также в счет социальных льгот и социальной поддержки граждан установленных категорий

туристская рента — акциз на услуги всех видов выездов (поездок, в том числе индивидуальных), в страны, не входящие в экономическое пространство государств-участников СНГ;

туристская перевозка — дальнемагистральные и местные перевозки любыми видами пассажирского транспорта туристов всех категорий социального туризма в пределах государства принадлежности (экономического пространства СНГ). Туристские перевозки составляют суть услуги системы социального туризма и имеют льготы по организации деятельности в сфере перевозки, а также финансовые дотации из источников покрытия расходов социального туризма. Туристские перевозки включаются отельным видом в национальные классификаторы страхования видов перевозок. Для них устанавливается гибкий срок периода страхования от 3 дней до одного года, включает все виды рисков, и стоимость стразовых услуг рассчитывается на основе средневзвешенного тарифа.

Режим торговли Tax-Free для иностранных туристов[4]

Существенное место в туристском продукте (предложении) региона или туристского центра занимают товары (в общем случае) туристского ассортимента. Ассортимент существенным образом зависит от характерных черт, присущих посетителям, генерирующих устойчивый синдром тратоголии.

Трата средств на покупки – априори запрограммировано индивидом и, кроме экономических мотивов, обладает важными аттрактивными и игровыми признаками. Свойство потребности такой траты — тратоголия. Любой турист непременно посетит магазины и заинтересуется адекватно плановым сбережениям возможностью покупки, прежде всего, сувениров, а также иных товаров. Стремление к покупкам и получение удовольствия от этого действа — ониомания oniomaniua, неконтролируемая страсть индивида к покупкам, желание постоянно что-то покупать. Синоним — тратоголия, шопоголия и т.д. В принципе, удовольствие от покупок присуще практически всем людям, особенно туристам, у которых в программе любого путешествия всегда уделяется свободное время для посещения местных магазинов и есть априори запрограммированные заранее средства для этих целей.

Выделяется пять признаков тратоголии:

1) покупка происходит импульсивно, под влиянием внезапного желания, без реальной (и даже в отдаленном будущем) надобности в данном предмете или товаре,

2) в процессе других дел у индивида спонтанно возникают навязчивые мечты и не мотивированные позывы к посещению магазина и совершении покупок, не важно каких,

3) невозможность посещения магазина, рынка и совершения покупки по каким-либо причинам дает резкое ухудшение настроения индивида,

4) дома имеется масса бесполезных вещей, которые никогда не используются и не могут быть использованы,

5) в гардеробе есть одинаковые вещи разных цветов или несколько вариантов одного и того же,

6) дома или в гараже, на даче имеется избыточно много неиспользуемой и практически не нужной различной бытовой техники, инструмента.

Уровень влияния мотивов и их совокупности существенно влияющих факторов зависит не только от личных качеств человека, но и от национальных традиций сообщества, в котором индивид постоянно проживает, и образа жизни, привычек и обыкновений сословия в данном обществе, его достатка и финансовых возможностей (например, возможности получить потребительский кредит).

Привлекательность возможности покупок товаров определенного ассортимента на основе преференций при вывозе из с таможенной территории государства — существенная мотивация при выберет туристского направления и дестинации (страны) посещения для многих туристов. Это позволит значимо интенсифицировать въездной туристский поток в Российскую Федерацию.

Основы прогрессивных режимов торговли для иностранных туристов

Шоппинг за рубежом может быть выгоден индивидууму вследствие разницы цен на различные виды товаров и, главное, в льготном налогообложении вывоза товаров из страны (преференциях), устанавливаемом для иностранных туристов и граждан государств других экономических систем. Для этого в туристской дестинации вводится особый режим торговли («Tax-Free»), преимущественно промышленными или продовольственными товарами национального производства, приравниваемый к экспорту и предусматривающий возврат иностранному покупателю налога на добавленную стоимость (или налога с продаж) при вывозе купленного товара из страны.

Перечень товаров, на которые распространяется режим льготного налогообложения, устанавливается государством. Также устанавливается перечень населенных пунктов, где могут функционировать такие магазины и условия их открытия (обычно лицензия). Поскольку такой режим предусмотрен исключительно для иностранных покупателей временно пребывающих в стране, то, как правило, такая торговля инициируется в туристских центрах и портовых городах, а также при контрольно-пропускных пунктах пересечения государственной границы.

Обычно устанавливаются следующие условия для покупок:

·        покупатель — иностранный гражданин, турист или иной временный посетитель дестинации — гражданин государства (не проживающий в дестинации постоянно или временно, не имеющий вида на жительство и разрешения на временную работу), не входящего в экономический союз по принадлежности к данной дестинации (при покупке требуется предъявление загранпаспорта или документа его заменяющего),

·        товары приобретаются в магазинах[5], входящих в систему Tax free Shopping (на входной двери или витрине должна быть надпись Tax Free for tourists и торговая марка),

·        определенное количество и или сумма стоимости покупаемого товара выше минимума, установленного для товара данного вида, это может быть одна или несколько вещей, но все эти покупки должны быть оплачены единым чеком[6].

·        априори вывоз товара за рубеж в трехмесячный срок со дня покупки,

·        не использование товара на территории дестинации до вывоза за рубеж, обычно купленный товар упаковывают в специальную упаковочную бумагу, пакет или коробку,

·        выдача покупателю специального чека tax-free (Tax free Cheque) , дополнительно к товарному чеку. В этом чеке указываются: фамилия покупателя, страна проживания (гражданства), домашний адрес, номер загранпаспорта, список купленных товаров и их стоимость, размер уплаченного НДС (в Европе он называется VAT), сумма, которую нужно будет получить при выезде из страны.

·        декларирование и отметка о вывозе товара на контрольно-пропускном пункте таможни по принадлежности, покупатель должен предъявить на пограничной таможне купленные вещи и чек Global Refund, на котором таможенники поставят отметку, подтверждающую вывоз товара. Поэтому до выезда из страны товаром пользоваться нельзя. Важно сохранить упаковку, все ярлыки и ценники, Без печати таможни возврат денег невозможен. В аэропортах отметку таможни необходимо сделать еще до оформления багажа.

·        организация при границе пунктов возврата налога адекватно категории купленного товара, его количества и стоимости (после отметки о вывозе),

·        организация процессинговой системы учета чеков и выданных средств,

·        организация соглашения с банками зарубежных стран о возврате уплаченных сумм налогов по чекам Tax-Free за рубежом (для тех иностранных туристов или граждан, которые по каким либо причинам не смогли сдать их при пересечении границы (например, такие услуги предлагает шведская фирма Global Fefund и другие),

Сумма налоговой льготы зависит от вида товара и VAT (или налог с продаж) и сумма возвращается индивиду при особых пунктах на границе, или в уполномоченных банках страны принадлежности покупателя. Сумма возврата VAT варьируется от 7 до 21% в зависимости от страны и ее налогового законодательства. Возврат денег возможен, только если покупка стоит дороже определенной суммы — от 40 до 200 евро в зависимости от страны пребывания. Например, в Италии эта сумма начинается от 155 евро, во Франции — от 180 евро, в Испании — от 90 евро. В Германии можно вернуть НДС, заплатив за покупки сумму, превышающую всего лишь 25 евро. В каждой стране эта сумма разная, так что туристам (покупателям) стоит узнать ее заранее.

Выплаты VAT по чекам некоторых стран ограничены во времени:

·         от даты покупки: для Греции, Кореи – 3 месяца; Норвегии – 4 месяца; Португалии, Словакии, Финляндии, Чехии, Венгрии – 5 месяцев; Словении, Хорватии, Франции, Латвии – 6 месяцев; Дании, Швеции, Кипра – 1 год; Австрии, Бельгии, Ирландии и Люксембурга – 3 года; Германии, Швейцарии – 4 года; Испании – 5 лет,

·         от даты пересечения границы: для Турции – 3 месяца,

·         бессрочные: для Аргентины, Великобритании, Голландии, Исландии, Литвы, Сингапура, Эстонии.

При покупке товаров в любой из стран ЕС возврат VAT происходит после пересечения границы ЕС. То есть, купив товар в Германии, российские туристы смело могут требовать возврата денег на финской таможне. VAT должен возвращаться при пересечении границы Евросоюза, и не имеет значения, в какой из его стран был куплен товар.

В большинстве стран чеки Tax-Free действительны в течение трех месяцев после месяца покупки, только в Швейцарии и Лихтенштейне этот срок оставляет 30 дней, в Канаде и Сингапуре — 60. Таким образом, не имеет значения, когда был приобретен товар, — 1-го или 30-го числа — чек (формуляр) действителен в течение месяца покупки и трех следующих.

Экспорт товаров личного (семейного) пользования

Вывоз товаров за рубеж является экспортной операцией (экспортом). В соответствии с внешнеэкономическим законодательством, например, российские организации вправе осуществлять экспорт товаров, работ (например, выполнение за рубежом работ по строительству объектов и т. п.) и услуг (оказание услуг по научно-техническому содействию и т. п.). Экспорт товаров определяется как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории (Российской Федерации) на условиях без обязательства об их ввозе на эту территорию. Таможенный режим – в таможенном праве совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. Согласно ст. 98 ТК РФ, при экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством (Российской Федерации).

По состоянию российского законодательства на май 2010 года режим торговли Tax-Free (с возвратом уплаченного НДС) для иностранных граждан не предусмотрен. Физические лица, в том числе и иностранные граждане, могут покупать на территории (Российской Федерации) товары на общих основаниях, и могут вывозить из (Российской Федерации) товары личного пользования без пошлин, а для коммерческих целей с уплатой пошлин в установленном размере.

Таким образом:

1. Введение режима преференций для иностранных граждан, временно находящихся на таможенной территории в торговле с применением налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (НДС) и последующим возвратом суммы ранее уплаченного налога НДС при вывозе товаров, предназначенных для личных, семейных и домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за пределы таможенной территории данного государства и признание этих действий экспортом товаров — прогрессивное решение.

2. Такое решение будет активно способствовать формированию в мировом сообществе образа государств как стран благоприятных для въездного туризма, интенсифицировать торговлю (покупки иностранных граждан) и приток твердой валюты, формировать экспортный поток товаров за рубеж, инициировать увеличение въездного туристского потока.

3. Для реализации в например, для Российский Федерации режима торговли Tax-Free необходимо ввести в Налоговый и Таможенный Кодексы Российский Федерации предлагаемым проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 11 и статью 151 Налогового Кодекса Российской Федерации и статью 281 Таможенного Кодекса Российской Федерации» ряд положений, которые направлены на признание физического лица — иностранного гражданина, временно находящегося на территории Российской Федерации и осуществляющего перемещение товаров (вывоз товаров) через таможенную границу Российской Федерации, предназначенных для личных, семейных и домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности — налогоплательщиком НДС, установить налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (НДС), и определить порядок возврата этого сумм налога, ранее уплаченного, по факту вывоза (перемещению) товаров через границу государств-участников СНГ.

4. Для практической реализации данного проекта федерального закона необходимо принять Постановление Правительства, утверждающего:

1) перечень стран (других экономических союзов), на граждан которых распространяются таможенные преференции по п. 3, в том числе применяется налоговая ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при вывозе товаров, предназначенных для личных, семейных и домашних и иных нужд пользования, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за пределы таможенной территории,

2) порядок вывоза товаров, предназначенных для личных, семейных и домашних и иных нужд пользования, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за пределы таможенной территории,

3) порядок торговли товарами установленного ассортимента в режиме «Tax-Free»,

4) перечень городов, портов и туристских центров (Российской Федерации), где может осуществляться торговля в режиме «Tax-Free»,

5) перечень (ассортимент) товаров, количественные и частотные ограничения,

6) перечень контрольно-пограничных пунктов на границе (Российской Федерации) для устройства постов для возмещения (возврата) налога по чекам «Tax-Free». Также следует дать поручение Федеральной таможенной службе внести надлежащие изменения и дополнения в инструктивные материалы, регламентирующие экспорт (вывоз) иностранными физическими лицами товаров для личных, семейных и домашних и иных нужд пользования, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,.

5. Для обмена и возмещения чеков Tax-Free, выданных государстве участнике СНГ, следует рекомендовать заключить соглашение с системой Global Refund (Швеция) или иной.

6. Организацию торговли в режиме «Tax-Free» следует разрешить, например,  в городах: Сочи, Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Владивостоке, Хабаровске, Мурманске, Петрозаводске, Екатеринбурге, Калининграде, а также при приграничных городах при транспортных переходах границы (например, в Иван-городе и Сортавале, Ленинградская область и других).

Установление пониженности ставки НДС на вывоз товаров в таможенной территории — прерогатива конкретного государства и указывается в Налоговом и Таможенном кодексах по принадлежности.

Вносимые в закон преференции для иностранных туристов при покупке и вывозе с таможенной территории товаров

1. При вывозе товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд иностранными гражданами, обладающими гражданской правоспособностью по законодательству иностранного государства, гражданином которого он является, не имеющих двойного гражданства, одно из которых российское, а также вида жительство или разрешения на работу в государствах-участниках СНГ, законно находящих на их территории не более 90 дней подряд, применяется таможенный режим экспорта (налоговая ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость) с возвратом указанным иностранных гражданином суммы уплаченного им налога.

2. Рекомендуется в национальные Таможенные кодексы ввести положение о вывозе товаров иностранными лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а именно —

3. Вывоз через таможенную границу иностранными гражданами товаров предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является экспортом и предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

4. Режим экспорта товаров, указных в пункте 1 настоящей статьи, включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимания налоговых платежей в виде совокупного таможенного платежа, упрощенный порядок таможенного оформления.

4. Запреты и ограничения экономического характера, обязательное подтверждение соответствия товаров, установленные законодательством государства-участника СНГ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности на товары, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются.

5. Порядок реализации положений настоящего Федерального закона, перечень товаров, предназначенных для семейных, личных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, при вывозе которых за пределы таможенной территории государств-участников СНГ применяется налоговая ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, а также перечень государств, на граждан которых распространяется таможенный режим в соответствии статьей национального Таможенного Кодекса определяется Правительством государства участника СНГ. Возврат сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляется в валюте государства-участника СНГ.



[1] Вообще туристский продукт, применительно к понятиям русского языка — это тушенка (консервы), используемая туристами в экстремальных ситуациях в походных условиях,

[2] РИА «Новости», 4 сентября 2012 г.
[3] «Ингосстрах» предлагает страховать каждую путевку. URL: Ratanews.ru от 03.09.2012.
[4] Туристов стран других экономических блоков.

[5] Сейчас по этой системе работают примерно 300000 магазинов (более 260000 сотрудничают с Global Refund и более 50000 с Premier Tax Free).

[6] Если совершается покупка в супермаркете и покупаются одновременно и продовольственные и непродовольственные товары, то сумма покупки и тех, и других по отдельности должна быть не менее 40 евро (или установленной), чек tax-free в этом случае выписывается на каждую группу товаров. Чеки Tax-free не оформляются на услуги (например, на услуги автосервиса), а также на алкоголь, табачные изделия, книги.