Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

26 ноября 2014 г. Версия для печати

Тезисы доклада ТУРИЗМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

Тезисы доклада

ТУРИЗМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

Туризм в экономическом пространстве СНГ может стать мощной движущей силой и доходообразующей отраслью для национальных экономик государств-участников Содружества.

Настоящая политико-экономическая ситуация подвигает сообщество на выработку и принятие значимых и эффективных организационных и законодательных мер, противодействующих экспансии и давлению Запада и укреплению экономики стран Содружества в том числе путем развития туризма, воссоздания туристских маршрутов в том числе по Великому шелковому пути, что приведет к повышению благосостояния граждан этих государств и укреплению их национальных экономик.

В этих условиях задача реформирования на пути сближения и гармонизации законодательства является чрезвычайно важной. Один из этих путей — формирование модельного законодательства для государств-участников СНГ. В связи с чем, поставленная задача разработки и создания новой редакции модельного закона МПА СНГ «О туристской деятельности», является актуальной.

При этом перед разработчиками стоят ряд фундаментальных проблем задач реформирования туристского законодательства в его базовых принципах, пока — на этапе модельного закона.

По-видимому, учитывая опыт 20 лет законотворчества в сфере туризма, в связи с сложность и многогранностью проблемы регулирования этого явления в обществах, целесообразно выбрать системный поход и проектировать не один, а группу (пакет) законов в том числе базовый закон о туризме, основы системы понятий туризма, о регулировании видов турима (выездного, внутреннего, въездного, социального), сферы гостеприимства, туристско-экскурсионной деятельности и аттракций (как совершенно не охваченной правовым регулированием). Но это задача дальнейших этапов законотворчества.

На данном рассматриваемом этапе первейшей является задача создания унифицированной терминологической базы, т.е. ст. 1 модельного закона «О туристской деятельности» МПА СНГ.

Отметим, что Секретариат МПА СНГ уделяет этого вопросу большое значение и в свое время подготовил и выпустил два объемных терминологических словаря для целей разработки модельных законов. Это важно, что все говорили и понимали единообразно смысл применяемых профессиональных терминов. К сожалению, вопросы терминологии туризма в них затронуты весьма поверхностно и явно недостаточно.

Надо решить глобальную задачу — принадлежность ведения туризма как социального явления и отдельного вида деятельности. При кажущейся простоте вопроса и его общности, на деле все сложно и не определенно, особенно для государств с большим количеством субъектов власти, в частности Российской Федерации и других. Мы предлагаем установить и рекомендовать общий принцип совместного ведения туризма — центральными властями и властью на местах. Это существенно упростит вопросы регулирования отношений и, в том числе — вопросы финансирования отрасли.

Во вторых следует определиться, что такое туристская деятельность — это, несомненно, и по существу — деятельность всех причастных субъектов хозяйствования — туристской индустрии. Определение туристской деятельности как деятельности только туроператоров и турагентств — ущербно и сужает поле правого регулирования и оставляет вне правого пространства деятельность туристских перевозчиков, объектов системы гостеприимства, туристско-экскурсионной деятельности и аттракций, включая и музейные объекты.

Другим вопросом, имеющим важнейшее политическое значение — является определение внутреннего туризма. Предлагается туризм в рамках экономического пространства стран-участников СНГ признать внутренним и придать ему определенные свойства социального туризма, т.е. экономическую поддержку. Это существенно повлияет на мощность туристских потоков с позиций их увеличения, привлечет дополнительно количеству туристов. Странно сегодня слышать, что туризм в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия считается международным. Это нонсенс — не имеющий объяснения.

Для регулирования деятельности туроператоров следует предусмотреть разделение крупного и мелкого туристского бизнеса и придание последним определенных преференций и поддержки. В части защиты потребителей необходимо предусмотреть финансовое обеспечение деятельности туроператоров, причем для крупных только посредством банковской гарантии, а для средних и мелких банковской гарантии и договора страхования гражданской ответственности, не исключая создания системы персональной ответственности — особого резервного фонда пропорционального численности туристов (именно туристов, а не туристских продуктов) и средней годовой стоимости туров, или финансового обороту предприятия, а может быть и учитывая все три показателя совокупно.

В определении туристского продукта необходимо предусмотреть возможность признания размещения в средствах перевозки, это даст более объективные данные статистики туристских потоков и расширит ареал применения понятия для круизов и туристских железнодорожных маршрутов.

Большое значение для централизованного продвижения туристских маршрутов имеет формирование деятельности межнациональных туристско-информационных центров и поручением им функцией статистического наблюдения туризма в рамках ведомственной статистики туристских потоков и других показателей целому ряду учетных признаков.

Несомненно, заслуживает внимания проблема государственного (технического) регулирования проектирования, изготовления и безопасности эксплуатации аттракций. Как мы уже указывали, и мы повторим этот тезис — эти проблем не охвачены правовым регулированием и касаются жизни детей, а также и взрослых.

Наши предложения к модельному закону мы изложили в предложенном варианте законопроекта, что предусматривается процедурой разработки и техническим заданием, и дали развернутую к нему пояснительную записку. Надеемся, что законодатель рассмотрит объективно эти предложения и учетом при выработке окончательной редакции модельного закона.