Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

10 августа 2015 г. Версия для печати

Туристский мегапроект с Китаем под столетие Октября

Краснеем. Мегапроект с Китаем под столетие Октября.

Туристский проект «Красный маршрут»

Красный магнит для китайских туристов

В прошлом году в России побывало 1,2 миллиона туристов из КНР, на 10% больше, чем годом ранее. В 2012–2013 гг. прошли перекрестные года туризма России и Китая. Тогда количество туристов из Китая выросло на 46%. А в первой половине 2015-го г. количество приезжающих оттуда в нашу страну увеличилось еще на 17%. И вот,  по количеству прибывающих в Россию иностранных туристов Китай впервые вышел на первое место, опередив Германию. Но, присмотревшись, стороны увидели: потенциал  явно больше.

– 100 миллионов китайцев ежегодно отправляются в путешествия за рубеж, и только 2% из них выбирают для туристской поездки Россию, — сообщила директор Китайского культурного центра в Москве Чжан Чжунхуа. – И теперь мы ставим целью в ближайшие годы достичь 5-миллионного рубежа в посещениях России туристами из Китая. Российские туристы-соседи в Китае лишь на третьем месте.

И вот, во след грандиозному проекту Нового Шелкового пути  рождается масштабный проект в области туризма «Красный маршрут». Вырос он в Китае, и напомнил российским чиновникам и турбизнесу — как возили в нашей стране миллионы туристов «по ленинским местам», и достопримечательностям, связанным с революционной историей, и о том, что сохранилась масса объектов по этой теме.

Китайцы могут побудить нас больше уважать свою историю.

Миллионы китайских туристов ездят по маршрутам такой тематики на родине, но вот в Пекине решили всерьез взяться и за  привлекательные российские «залежи» революционного туристского продукта. Восточные соседи наши созрели до проекта, совместного с российскими коллегами, рассчитанного, прежде всего, на миллионы китайцев, но и на россиян тоже. Идеология у нас сегодня стала — на волне юбилея Победы  и противостояния с западом — более патриотичной, и начали  вспоминать, что 100 лет «октябрьского переворота» на носу. Для великого Китая это — Великая Октябрьская социалистическая революция, у нас же пока в нынешней России с определением мнутся. Но, видимо, французский опыт взгляда на революционное прошлое поможет.

Петро-Ленинградский революционный порыв

И вот в Санкт-Петербурге прошло пленарное заседание форума-презентации «Красный маршрут», в котором приняли участие замминистра культуры РФ Алла Манилова, члены Совета Федерации, руководство Российского союза туриндустрии (РСТ), органов власти в сфере культуры и туризма ряда субъектов РФ. А также представители Посольства КНР в России и генконсульства КНР в Санкт-Петербурге, и конечно, туриндустрии обеих стран. Цель форума — обеспечение методической и организационной поддержки федерального проекта «Красный маршрут», ориентированного в первую очередь на китайских туристов, и разработка маркетинговой стратегии его запуска и продвижения.

В здании правительства Ленинградской области (может быть, — не Санкт-Петербурга потому, что город утратил имя Ленина) 17 июля подписано «Соглашение о сотрудничестве по развитию туристского проекта «Красный маршрут»» между Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы, комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, а также коллегами из Ленинградской области, Госкомитетом по туризму Татарстана, министерством искусства и культурной политики Ульяновской области.

В Соглашении говорится о включении в «Красный маршрут» помимо «красной», также культурной и экологической  составляющих. Российская сторона предложила на первом этапе включить в 5 туристских маршрутов ключевые ленинские города – Санкт-Петербург (и Ленинградскую область), Москву, Ульяновск, Казань, Самару.

— «Красный маршрут» не только подогревает интерес к России, он способен стать мощным катализатором этого интереса, — говорит А.Ю. Манилова, заместитель Министра культуры РФ. — Мы приложим все усилия, для того чтобы китайские туристы, приезжая в Россию посетить ленинские места, заинтересовались нашей историей, культурой в более широком смысле. Параллельно мы будем рассказывать им о других крупных межрегиональных маршрутах, о наших малых городах и духовном наследии.

— Ленинские места, — считает замминистра, — магистральная линия маршрута, вокруг которой должны появиться новые точки притяжения туристского интереса. Поэтому ряд волжских регионов, в которых Ильич даже никогда и не был, решили побороться за включение в проект. Уже в ближайшее время будут проложены маршруты  из европейской части России и на восток – до Тихого океана, и на запад – в Европу.

Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга — Инна Анатольевна Шалыто подчеркнула, что вообще — «в следующем году планируется реализовать два крупных федеральных проекта — «Красный маршрут» и «Серебряное ожерелье», которые призваны объединить все самые привлекательные объекты регионов для того, чтобы туристы, приезжающие в нашу страну и путешествующие по ней, могли бы составить комплексное впечатление о России». Причем решено, что организационно-методическим центром «Серебряного» станет Вологда, а «Красного маршрута» — Ульяновск, а не столицы.

Главным на форуме было выступление заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Сергея Корнеева. А руководители в сфере культуры и туризма регионов провели презентации своих маршрутов.

Опять — апрельские тезисы, но из уже Пекина, дают толчок

А всё началось с того, что 24 апреля 2013 г. в Пекине, во время рабочей встречи на уровне заместителей руководителей Ростуризма и Государственного управления по делам туризма (ГУТ) КНР китайская сторона выразила заинтересованность в реализации проекта по развитию «красного туризма». И сообщила о создании на самом высоком уровне организации, которой предстоит этим заниматься. Российская же сторона сообщила о подготовке конкретных маршрутов и сопутствующей инфраструктуры в рамках проекта «красного туризма». В частности, речь шла о местах исторического наследия, связанных с деятельностью КПСС и КПК и их лидеров.

«Красный маршрут» — видимо, такой нашли эвфемизм, чтобы не пугать кого-то словом «коммунистический» или «социалистический». А на Руси «красный» — вообще значит красивый.

Проект гранд-тура «Красный маршрут» в нашей стране был разработан после выхода распоряжения Президента РФ В.В. Путина «О молодежных обменах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2014—2015 годах». В сентябре 2014 года проект был представлен вице-премьером Правительства РФ Ольгой Голодец делегации госсовета КНР во главе с вице-премьером госсовета КНР Лю Яньдун на заседании российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству на родине Ленина в Ульяновске. И затем «Красный маршрут» был включен в план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года. В итоге этот гранд-маршрут  вместе с «Серебряным ожерельем России», «Русскими усадьбами», «Великим шелковым путем» стал приоритетным национальным туристским проектом.

Расчет в частности, на то, что китайцам ныне интересно, что стало с бывшим СССР после Горбачева, а россиянам – что стало с Китаем после Мао Цзэдуна. И тут будет, кому на идеологизированном маршруте почесать голову.

В Китае  теперь предлагают для наших туристов  такие направления, как «Путешествие на родину Мао Цзэдуна», «Маршрут красных моряков», и другие, включающие, однако, на 80% всё же знакомство с главными достопримечательностями страны.

    Форум-презентация российского «Красного маршрута» с представленными пятью турами – это только старт приоритетного глобального проекта. У него есть все возможности расширяться, уже в ближайшее время пути маршрута будут продолжены из европейской части России как на восток – до Сибири и Тихого океана, так и на запад – за границы России.

В Китае 10 лет раскручивали бренд «Красный маршрут» на внутреннем уровне, вкладывали деньги, зафиксировано уже 700 млн посещений по линии этого проекта.

В России, констатировал С.Корнеев, расчет, прежде всего, на китайский интерес. — «Это будет революционная история, Ленин. И у китайцев эта тема не для бабушек, как кто-то думает у нас, это построено так, как у нас в отношение Великой Отечественной войны, очевидна вовлеченность молодежи» —. Но должны быть обязательно и другие места показа, как это делают и в самом Китае на «Красном маршруте», где идеологизированные  объекты составляют лишь около 20%. Отмечалось на форуме, что В.И. Ленин – это фигура неоспоримая по влиянию на мировую историю. Но и Мао посещал Москву, что тоже следует подразумевать в программах. Цена тура должна для китайцев уложиться в 1 тыс. дол. Один тур затронет и старую историю России, и советскую, а также представит многообразие национальных культур.

Московское руководство по туризму в лице г-на С.П. Шпилько доложило, что в город  в 2014 году прибыло 110 тыс. китайских туристов. Правда, гордясь, надо заметить, что существенная часть их — транзитные пассажиры на Европу. А глава Госкомитета по туризму Татарстана Сергей Иванов посетовал, что сегодня за рубежом Татарстан не воспринимается как дестинация, и «мы рады  включению нас в «Красный маршрут», ведь ситуация явно улучшится, когда построится скоростная магистраль Москва – Казань». И заметил, что в Казанском университете есть парта, за которой сидел юный Ильич, и за которую очень любят садиться китайцы.

Прорыв  в мировой туризм  пойдет и через офисы

А.Ю. Манилова сообщила, что в сентябре открывается офис Ростуризма в Пекине, а в следующем году в Шанхае. А на днях открылся зарубежный офис Visit Russia, второй после Дубая, в Хельсинки, рассчитанный на весь Балтийский регион, да и не только. В этой связи российская и финская сторона уже рассматривают возможность подключения Финляндии к «Красному маршруту».  Там осознают, что мы – общее туристское пространство для туристов с востока. К тому же в те революционные времена у нас была общая история. В Тампере (Финляндия) ведь есть единственный в мире за пределами бывшего СССР музей В.И. Ленина. Финны ему благодарны за предоставление самостоятельности Финляндии, коему событию в 2017 тоже будет 100 лет, и страна будет это отмечать. Тут, правда, с красным и белым совсем запутаться можно, ведь в Финляндии тогда в общей с нами стране в гражданской войне победили белые. Но Ленин там — молодец!  Больше даже, чем сегодня в России. Даже непонятно у кого к Ленину претензий меньше или больше. Вот такой  навороченный «Красный маршрут» закручивается.

Еще замминистра сообщила, что в России, наконец, перешли на мировую практику подсчета туристов. Те, кто приезжает с рабочей визой – не туристы, все остальные, пусть и заскочившие в аэропорт на пересадке – туристы. Франция, гордящаяся статистикой, считает туристом каждую залетевшую и пролетевшую личность. А то у нас до сих пор была статистика по стране – 2,5 млн в год  (2014) иностранных туристов, что считается на уровне Гондураса, хотя при этом только в Петергофе, где всего  насчитывали 5 млн посетителей, иностранных за 2014-й  тоже около 2,5 млн!  

А теперь можем  цифрами  посоперничать с ведущими туристскими странами.

Серые  стороны  туризма

На форуме звучала тема серого китайского  туризма, которая, как проблема, существует и в других странах. Так, в США китайских туристов, как и в России, зачастую тоже принимают местные китайские фирмы живущих в США китайцев. И всё идет, кроме музеев, мимо местного турбизнеса.

—  Не знаю, как с этим бороться на официальном уровне, — сокрушался С.Е. Корнеев. – Для этого нужны достоверные факты, чтобы уличать. Могу лишь посоветовать: сообщайте о серых, и тогда может быть хоть что-то удастся с ними сделать.

Звучало: китайцы у нас, мол, и в своих автобусах ездят, и только в китайских ресторанах питаются.

Я спросил об этом  г-на Ши Лэя, директора по развитию управления по туризму Китая. Он ответил, что в России турбизнес стремится получать с туриста 20-30% прибыли, а китайский туроператор рад и нескольким процентам, поскольку может иметь огромный поток, поэтому китайские туристы в российские рестораны и не идут, т.к. прибыль закладывается в них гораздо выше, чем в китайских, кроме того, турист платит и за питание руководителя группы, гида, водителя, чего не делают китайцы.

Так что, надежда, что «Красный маршрут» всё же не даст проступать серому.

Павел Яблонский

Санкт-Петербург