Об издательстве «Невский Фонд»
Издательство профессиональной литературы по туризму «Невский Фонд»
Навигация в новостях

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц



Новости за год


Поиск в новостях:

22 ноября 2015 г. Версия для печати

ТРИ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА В 2014 Г.

М.Б. Биржаков

Международная туристская академия

ТРИ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
ЛЕТНЕГО СЕЗОНА В 2014 Г.

Летом произошло обострение кризисной ситуации в туристской отрасли. Десятки туроператорских фирм, причем имеющих как правило ранее многолетнюю надежную историю. 250 тыс. туристов практически не получили купленный и оплаченный своевременно туристский продукт и более того, значительная часть не просит не выехала в путешествие, а проследовала под ласковые взмахи представителей провожающих туроператоров на аэродроме в «один конец», обнаружив на месте временного пребывания за рубежом, что туроператоры не оплатили размещение, питание, экскурсии и даже дорогу «обратно»[1]. Следует провести детальный анализ причин развития и возникновения этой ситуаций 

Причина первая. Почему.

По сложившейся практике туроператоры на выгодных условиях бронируют услуги исполнителей (отелей и перевозчиков заблаговременно на сезон и иногда сразу на два сезона, получая при этом существенные скидки в цене). Это и есть сущность оптовой торговли услуги. В нормальной схеме финансового менеджмента следует брать кредиты в банке, но это дорого и кредиты надо обслуживать, т.е. платить. Банки пристально отслеживают деятельность клиентов и чутко реагируют на неустойчивое положение должника. При малейшем возникновении обстоятельств, влияющих на платежеспособность клиента ему отказывают в кредитах, необходимых для операционной деятельности.

Общая методология принятая в туристской отрасли вкратце объясняется как «текущие туристы обслуживаются за деньги будущих». Такой метод в стабильных политико-экономических условиях работал десятки лет. Вопрос только в умелом планировании крупных финансовых потоков — «где взять, чтобы отдать кредиты и сформировать оборотный капитал».

Но вот незадача. Высшее руководство страны сообразно политической ситуации запретило части населения выезжать за рубеж. Внезапно. Примерно поток «невыезженцев» оценивается в 6 млн туристов, которые и составляли туристский поток высокой платежеспособности. Туроператоры и, прежде всего, те, которые ориентировались на обслуживание этого потока, лишились клиентов и стал быть надежного источника средств (денег). Возник коллапс. За туристское обслуживание уплачено[2]. Текущие платежи сделать просто не на что — «будущих туристов нет».

По существу туроператоры совершают акт мошенничества в особо крупном размере, получая деньги от туриста, априори зная, что не оплатят его пребывание за рубежом.

Причина вторая. Почему не работает финансовое обеспечение туроператора.

Законодатель, формируя нормативную базу для создания фонда средств финансового обеспечения, исходил из общего понятия финансового оборота, т.е. из всех средств, полученных от туриста. Но вот вторая незадача. Забыли посоветоваться с Министерством финансов РФ, которое понимает финансовый оборот посредника (т.е. туроператора) как сумму средств его агентского вознаграждения, что составляет максимум 10% от общей суммы средств полученных от туриста. Ушлые туроператоры, получив официально от Минфина РФ такое разъяснение, естественно, внесли в счет финансового обеспечения именно такую сумму, 10% от общего оборота. Это, разумеется, относится только к крупным туроператорам, чей оборот превышает 250 млн рублей.

Это и послужило основной причиной нехватки средств страховой суммы у страховщика, предоставившего гарантии. Они, согласно федеральному закону, поделили страховую сумму на всех пострадавших туристов (понесших ущерб), и те получили возмещение по 15% от уплаченных сумм и вряд ли остались довольны этой ситуацией.

Третья причина. Неадекватность показателей оборота туроператоров указанных в бухгалтерском балансе реальному состоянию объему полученных средств от туристов. Оценка потока туристов, оставшихся за рубежом, у отдельных фирм явно не соответствует их выставленному финансовому обеспечению. Однако, в этом есть и вина законодателя. Норма для оценки величины размера финансового обеспечения рассчитана на средний по году показатель (12%), а кризисные ситуации обычно случаются в высокой сезон или на период массового выезда по случаю праздников, когда количество туристов зашкаливает, против обычного среднего. Тю.е.ю что то вроде «средней температуры по больнице». Необходимо принимать норматив для показателя по наивысшему его значению и пересмотреть порядок учета приема наличных средств в системе.

Есть и остаются без ответа вопросы к аудиторам. Почему-то крах (банкротство) туроператора наблюдается именно через 2-3 месяца после получения им положительного (как правило, одобряющего) аудиторского заключения. К сожалению, в этом заключении никогда нет оценки финансовой надежности проверяемой компании.



[1] Вопрос выдачи билета пассажиру «туда и обратно» без полной оплаты практически невозможен в автоматизированной системе. Части туристов были обещаны билеты на месте прибытия. Но часть пассажиров  получила на руки полный билет «туда и обратно». С этим вопросом еще следует разобраться правоохранительным органам.

[2] Как правило на условиях жесткого комитмента или элотмента.